Противостояние внутри власти набирает новые обороты

Уже не для кого не является секретом, что Рамиз Мехтиев тяжело болен.

Source:

Ильхам Алиев, в отличие от своего отца не любит сложные комбинации и во всей своей практике пытался упростить ситуацию, больше полагаясь на главу собственного аппарата и репрессивные меры.

Периоды штиля в политической жизни страны, обусловленное затишьем в противостоянии между официальными структурами и оппонентами режима в Азербайджане традиционно перетекало в обострение противостояния внутри властного лагеря. Нынешний период не стал исключением – чиновники убедившись в отсутствии внешней угрозы за стороны протестного электората, вновь вернулись к выяснению отношений внутри правящего режима. Разногласий внутри властных элит не меньше, чем между властью и оппозицией.

На этом этапе в качестве мишени атак оказался заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов. Господин Гасанов считается прямой и ближайшей креатурой главы администрации президента, всесильного «серого кардинала» Рамиза Мехтиева. Тем не менее до этого он не был замечен в острых фазах внутри властных противоречий. Если конечно не считать прошлогоднюю атаку на него со стороны руководителя аналитического центра администрации президента, руководителя интернет ресурса 1news.az Эльнура Асланова. Но тогда ценой вопроса был контроль над выделяемыми средствами на властные пиар акции. Эльнур Асланов опираясь на свою мать Рабийят Асланову и ее прошлогоднего мужа Ильхама Рагимова пытался влезть на подконтрольную территорию Али Гасанова. То есть, в прошлогодней истории речь шла не о противостоянии с целю отстранении определенной заметной фигуры с занимаемой должности. Однако тогда более опытному аппаратчику Гасанову удалось отбить атаку Асланова. По некоторым данным, в этом случае ему удалось доказать с одной стороны крупные масштабы распила выделяемых средств на пиар акции команде Эльнура Асланова, а с другой – неэффективности проводимых акций структураами Асланова. Кроме того, фактором, способствующим близкой победе Гасанова стала и информации о контактах Эльнура Асланова с нуристами.

Тем не менее, сейчас у Али Гасанова соперники серьезнее чем в прошлом году. Внешним проявлением того, что у главы общественно-политического отдела начинаются если не черная, то серая полоса, стали публикации в ресурсе Haqqin.az. Как известно, этот ресурс напрямую контролируется заведующим отделом по работе с правоохранительными органами администрации президента Фуадом Алескеровым. За 15 лет нахождения во властных кабинетах он перестал быть просто сыном Муртуза Алескерова – ему удалось занять собственные позиции. И теперь хотя и должность Алескерова – младшего по значимости несравнима с постом спикера парламента, который занимал его отец, по влиянию во властных коридорах он уже перешагнул покойного родителя. Отношение Алиевых к экс-спикеру Милли Меджлиса лучше всего характеризовали две истории. В 2000 году, отправляясь на очередное лечение в Кливленд, Гейдар Алиев, отвечая на вопрос журналистов, кто же заменит его во время отсутствия, резко ответил – «Муртуз никогда не станет президентом». Еще дальше пошел Ильхам Алиев. В бакинских СМИ рассказывали «аэропортную историю», которая стала притчей в языцех. Муртуз Алескеров в 2005 году возвращался из зарубежной поездки. Его самолет запросил посадку в бакинском аэропорту Бина. В этот момент в здании аэропорта находился и Ильхам Алиев, который по словам очевидцев, находился в весьма приподнятом настроении. Он и приказал руководителю Azal Джахангиру Асланову. «А ты не давай ему разрешения на посадку». Лайнеру со спикером парламента пришлось приземлится в гянджинском аэропорту. Оттуда престарелый Алескеровым на автомобиле добирался до Баку. В том же году Алескеров покинул пост спикера парламента – новый состав Милли Меджлиса избрал своим председателем руководителя «Азерсу» Огтая Асадова. Притом даже в официальных кругах это стало полной неожиданностью – за сутки до первого заседания новой каденции парламента, отвечая на вопросы журналистов, руководитель аппарата партии Новый Азербайджан Али Ахмедов говорил, что Муртуз Алескеров останется на своем посту. Информированные источники утверждают, что в данном случае нынешний президент исполнял волю основоположника династии Алиевых – Гейдар Алиев очень хотел избавится от нескольких ключевых фигур в своем окружении – в частности от Муртуза Алескерова и посла Азербайджана в России Рамиза Ризаева. Однако ему мешали моральные обязательства – оба политика были его активными соратниками в самые тяжелые годы – конца 80-х – начала 90-х гг. У Ильхама Алиева таких моральных обязательств перед ними не было. И поэтому он в 2005 году выбросил обоих.

Но в данном этапе младших Алиева и Алескерова связывают больше чем моральные обязательства. Сейчас речь идет о совпадающих интересах. По данным наблюдателей, Фуад Алескеров активно выдвигается в роли лидера выходцев из Армении. Это место после опалы бывшего министра здравоохранения Али Инсанова считается вакантным – у выходцев из Армении в течение последних 9-ти лет не было внятного лидера. Конечно, после событий 2005 года позиции выходцев из этого региона во властных коридорах сильно ослабли – в этом свою роль сыграла беспощадная борьба, которую против них развернули по команде главы администрации президента Рамиза Мехтиева. Но потеряв позиции в чиновничьем аппарате, они не перестали быть самой мощной социальной базой в стране. По описанию информированных источников, Фуад Алескеров в отличие от Али Инсанова выделяется крайней осторожностью. Он полностью лоялен к Ильхаму Алиеву и старается не выходить за рамки его указаний. По некоторым данным, освобождение из заключения Эйнуллы Фатуллаева, вручение ему ключей от новой квартиры и машины, а также его проекта Фуадом Алескеровым осуществлялось при прямом указании Ильхама Алиева.

И теперь «еразы» возвращаются во властные кабинеты. Конечно же самым заметным шагом в этом направлении стало назначение министром обороны выходца с этого региона Закира Гасанова. Союз с представителями данного региона крайне важен для Ильхама Алиева – в первую очередь чтобы ослабить позиции главы собственной администрации. Фактор Рамиза Мехтиева во-первых, уже становится крайне раздражительным для Ильхама Алиева – он уже 11 лет занимает пост президента, но до сих пор его глава администрации выглядит как опекун при регенте. В Северной Корее Ким Чон Ын за такое собственного дядю расстрелял из зенитных пулеметов и по сообщению китайских СМИ, скормил останки голодным собакам. Во-вторых, в течение последних 10 – ти лет Рамиз Мехтиев и его команда то и делали, что ссорили Баку с Западом – как с Евросоюзом, так и США. В этом контексте стоит вспомнить прошлогодний выпад Али Гасанова против ЕС, и в первую очередь Берлина. В ответ на резкую критику азербайджанской внутриполитической деятельности, Гасанов даже перестал следить за своей речью. «Dəysin başınıza sizin Avronestiniz də». Но самыми яркими стали события октября этого года, когда азербайджанские чиновники записали и опубликовали содержание приватной беседы посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара, где тот сообщил что Вашингтон признает итоги прошедших президентских выборов. Это серьезно поссорило Баку с Вашингтонскими партнерами.

Сейчас такое поведение может сыграть очень плохую шутку для азербайджанских властей. В Баку четко понимают – в этом году из Афганистана выводятся американские войска и роль Азербайджана как партнера Вашингтона по безопасности в регионе резко снижается. В условиях, когда добыча нефти в азербайджанском секторе Каспия постоянно падает, остается только фактор трубы, что в свою очередь снижает степень уверенности Баку в отстаивании своих позиций в диалоге с Западом. И в таких условиях, Баку вынужден «укоротить язык». И для этого, придется в первую очередь показать на место команде Рамиза Мехтиева, которая именно считается сторонниками резкой линии против Запада.

Есть еще один немаловажный момент. Уже не для кого не является секретом, что пожилой Рамиз Мехтиев тяжело и безнадёжно болен. С лета в кулуарах появились утверждения о том, что, его место может занять именно Али Гасанов. Конечно, трудно ожидать что Али Гасанов сможет также эффективно руководить командой серого кардинала – и тут дело даже не в сравнении их личных качеств. Вряд ли в качестве полноценного лидера его воспримут тяжеловесы клана Мехтиева – в первую очередь министр внутренних дел Рамиль Усубов. Да и руководители соседних кланов – к примеру министр МЧС Кемаледдин Гейдаров или министр путей сообщения Зия Мамедов, или Бейлер Эйюбов. В качестве старшего партнера все они признавали Рамиза Мехтиева, и нет никаких гарантий что Али Гасанова они воспримут хотя бы в качестве равноценного партнера.

В итоге речь может идти о полном переформатировании властной элиты. Способности Ильхама Алиева повторить практику своего отца, который в течение 10-ти лет правил, периодически стравливая чиновников и убирая чрезмерно усилившихся (вспомним судьбу экс-спикера парламента Расула Гулиева и экс-генпрокурора Эльдара Гасанова) крайне сомнительны. Ильхам Алиев, в отличие от своего отца не любит сложные комбинации и во всей своей практике пытался упростить ситуацию, больше полагаясь на главу собственного аппарата и репрессивные меры. А перетасовка колоды – это сложная процедура. Во-вторых, Гейдар Алиев прекрасно осознавал силу клана выходцев из Армении и пытался во всей их противостоянии с нахичеванским кланам, держать нахичеванцев на один шаг впереди. Сильно усилить властные полномочия группы, которая еще и будет опираться на широкую социальную базу для Ильхама Алиева может быть крайне опасно.

Есть еще одно обстоятельство. Азербайджанская элита – это не французский двор, когда придворный, который попадал в немилость у короля, за редкими исключениями – если не считать Фронду – пытался вернуть его расположение, даже будучи изгнанными. Предстоящая перетасовка может привести к азербайджанской фронде, как это было в 1998 году, когда властную элиту покинули несколько депутатов парламента. Тем более у обиженных нахичеванцев будет и свой готовый лидер – за океаном за ситуацией с интересом следит Расул Гулиев.

Ana səhifəMənim FikrimcəПротивостояние внутри власти набирает новые обороты