Визит Пашиняна в Париж вызвал противоречивые отзывы

Многие даже сочли предварительную информацию о визите не заслуживающей доверия, тем более что сами французские власти некоторое время не подтверждали его

French President Emmanuel Macron welcomes Armenian Prime Minister Nikol Pashinyan as he arrives for a meeting at the Elysee Palace in Paris, France, September 14, 2018. REUTERS/Philippe Wojazer

1-2 июня и.о премьер-министра Армении Никол Пашинян совершил визит в Париж и Брюссель, во время которого отметил своё 46-летие. В Париже он провёл встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном, председателем Национального Собрания Ришаром Ферраном и главой Сената Жераром Ларше, показав этим, что не забыл о резолюции французских парламентариев с проектом о признании независимости Карабаха. А в Брюсселе состоялись встречи с главой Европейского Совета Шарлем Мишелем и премьер-министром Бельгии Александром де Кро.

Визит вызвал неоднозначную реакцию среди экспертного сообщества Армении, России и других, заинтересованных стран. Многие даже сочли предварительную информацию о визите не заслуживающей доверия, тем более что сами французские власти некоторое время не подтверждали его. Часть армянской диаспоры обратилась к Макрону с призывом “не встречаться с капитулянтом” и не проводить с ним совместную пресс-конференцию. Центральный комитет “Армянской революционной федерации “Дашнакцутюн” Западной Европы и Франции заявил, что диаспора не желает никаких встреч с Пашиняном, визит которого носит откровенно предвыборный характер. А Роберт Кочарян, выступая в Аштараке, задал вопрос – почему в Европу приглашают и.о премьера за 19 дней до выборов и какие вопросы с ним будут обсуждать?

Но все согласны в одном — вояж Пашиняна в Европу связан с внутриполитическими процессами в Армении — досрочными парламентскими выборами и Карабахской войной осенью 2020 года. Тем более, что это уже не первая попытка премьера Армении заручиться поддержкой Запада. В этом контексте встречи с ведущими политиками ЕС и Франции — это ещё и способ завоевать лояльность электората.

Хотя детали переговоров между Пашиняном и Макроном остались неизвестными, наблюдатели отмечают, что Франция, которую статус сопредседателя Минской группы ОБСЕ обязывает к беспристрастности, декларировала проармянскую позицию устами официальных лиц, включая президента Макрона, заявившего, что “Азербайджанские войска должны покинуть территорию Армении”. Хотя официальный Баку говорит об отсутствии своих войск на территории Армении и утверждает, что определение границ между двумя странами ведётся по картам бывшего СССР.

Находясь с визитом в Париже Никол Пашинян привёл данные соцопроса, говорящие, что граждане Армении считают Францию дружественной страной. Он заявил: “Мы заинтересованы в увеличении присутствия Франции в Армении” и говорил о Франции, как о друге Армении номер один. После чего российские СМИ, сочли, что он “позабыл о России” и заговорили о внешнеполитической переориентации Еревана. Тем более, что это не единственное его заявление, дающее повод для таких оценок. Во время встречи с представителями армянской диаспоры в Париже, Пашинян, говоря о трёхстороннем соглашении, которое сам же подписал вместе с Алиевым и Путиным, заявил: “Бумага, которой мы остановили войну, на самом деле не решила проблемы, потому что ползучий процесс продолжается”, намекая, видимо, на пограничные стычки, которые продолжаются и сегодня.

В Ереване придерживаются мнения, что процесс уточнения границ под международной эгидой может начаться только после того, как Ереван и Баку разведут войска на первоначальные позиции. Азербайджан на это не реагирует и выражает поддержку предложению российской стороны о делимитации границы с Арменией с соблюдением территориальной целостности Азербайджана. Поэтому, по мнению Пашиняна, до установления окончательного мира еще далеко, и армянскому народу предстоит столкнуться с новыми вызовами. Кстати говоря, по мнению всех трёх экс-президентов Армении — Тер-Петросяна, Кочаряна и Саргсяна, таким образом Пашинян вернулся к риторике довоенного периода, которая и спровоцировала войну в Карабахе.

По всем признакам, предстоящая избирательная кампания в Армении будет иметь заметные оттенки геополитического противостояния между экс-президентом Робертом Кочаряном и премьер-министром Николом Пашиняным, который ищет возможность уравновесить влияние России в Армении другой страной. Возможно, эхом этого противостояния является то, что после того как в конце мая Пашинян обнародовал план деэскалации ситуации на границе с Азербайджаном, министр иностранных дел Ара Айвазян, четыре его заместителя и пресс-секретарь МИД Анна Нагдалян подали в отставку. Причём прямо накануне визита в Париж и Брюссель. И эксперты расценивают эти отставки, как реакцию на внешнеполитический курс правительства Пашиняна.

Разумеется, всё это не осталось без внимания российских политиков, которые давно открыто говорят о “геополитическом развороте” Еревана в сторону Запада. Некоторые эксперты считают, что возможно Пашинян хотел бы видеть во Франции такого же стратегического союзника для Армении, каким Турция является для Азербайджана, тем более что отношения между Анкарой и Парижем сегодня оставляют желать лучшего. Но насколько реален такой “геополитический разворот” — это серьёзный вопрос. Вообще то, франко-армянские отношения были важны Еревану и до прихода Пашиняна к власти. Что неудивительно, если учесть, что во Франции проживает самая крупная в ЕС армянская диаспора. Официальной этнической статистики во Франции не ведётся, но говорят примерно о 500 000 тыс. человек с основными общинами в Париже, Лионе, Марселе и Валансе. Постоянная поддержка Армении привела к тому, что после её поражения в осенней войне, французское влияние на Кавказе уменьшилось и Парижу хотелось бы это влияние укрепить. Однако, союзные Армении западные страны, включая и саму Францию, не забывают о наличии “красных линий”, которые они не могут позволить себе переступить. Несмотря на дружественные заявления, Запад по-прежнему признаёт территориальную целостность Азербайджана и, скорее всего, не пойдёт на полноценную военную помощь. К тому же, конкретно для Франции, Кавказский регион не является приоритетным направлением в политике. Но, исходя из ситуации в ЕС, для президента Франции явным приоритетом является борьба за общеевропейское лидерство, как и противостояние претензиям Анкары на

Левантийский шельф

и лидерство в исламском мире, поскольку Франция — страна со значительным мусульманским населением – около 8%. В такой ситуации Карабахский вопрос не является для Парижа основным политическим вектором. Именно в таком контексте российский эксперт Сергей Маркедонов рассматривает заявление Макрона о готовности оказать Армении помощь, включая военную. Вряд ли Париж даст втянуть себя в противостояние между Арменией и Азербайджаном, откуда в Европу поступает нефть и газ. В таком случае ему придётся взять на себя и ответственность за процессы в Карабахе в целом. Это причина, почему Франция принимает российскую миротворческую миссию в Карабахе и признаёт особую роль Москвы в урегулировании конфликта.

Из этого следует, что Еревану не стоит ожидать какой-то, особенно военной, помощи от Евросоюза, переживающего сегодня не лучшие времена, связанные с Брекситом, экономическими, миграционными и геополитическими проблемами. Правда, ЕС сегодня пытается укрепить на Южном Кавказе своё влияние, значительно подорванное бездействием во время войны в Карабахе, которое ставится в вину Минской группе ОБСЕ. Потому, в качестве основного рычага Евросоюз рассматривает возобновление переговорного процесса в рамках именно Минской группы. Кстати говоря, нельзя исключать, что в Баку, где президент Алиев открыто говорит о ненужности Минской группы, такая политика может быть воспринята, как неприятие итогов войны.

Скорее всего Пашинян всё это понимает. Разумеется, Франция и другие страны ЕС могут поддержать инициативу Еревана по размещению международных наблюдателей на азербайджано-армянской границе. Но для этого надо перенести рассмотрение этого вопроса в Совет безопасности ООН и получить его мандат для войск тех стран, которые решат отправить свои миротворческие части в Карабах. Всё это сомнительно. И в Ереване не могут не понимать, что в конечном счёте ни Евросоюзу в целом, ни Франции в частности, сейчас не до Армении. Как и то, что Россия может принять более эффективные меры по урегулированию ситуации вокруг Карабаха, чем Париж и призывы Макрона на армянском языке, обращённые через “Фейсбук” к Баку. Ситуацию с известной долей юмора обрисовал российский политолог Григорий Трофимчук, заявивший: “Хорошо, что Францию на данный момент возглавляет не Наполеон, а Макрон”.

Очевидно, развивая с Западом диалог, Пашинян надеется зародить в Кремле опасения, что Россия может потерять Армению как союзника и Москва станет более активно её поддерживать. Можно сделать вывод, что Ереван пытается использовать все возможные средства для привлечения мирового общественного мнения в свою пользу. И одновременно пытается подтолкнуть Москву к более активной поддержке Армении, в частности, в вопросе вывода азербайджанских войск со спорных территорий. Кстати говоря, в случае отказа, Армения может обратиться за помощью в ОДКБ мотивируя это тем, что нарушается 4-я статья ОДКБ, в соответствии с которой агрессия в отношении одного из государств-членов рассматривается, как агрессия в отношении всех других.

Западные страны осторожны в отношениях с Арменией и считают, что реальное сближение с ней возможно только в случае её отхода от ОДКБ и ЕАЭС. Поскольку такие предположения сегодня носят скорее абстрактный характер, Запад призывает конфликтующие стороны к переговорам под эгидой МГ ОБСЕ. Наверно это действительно лучший выход, но и Баку, и Ереван должны помнить, что основной целью переговоров должно быть заключение окончательного мирного договора, а не удовлетворение интересов каких бы то ни было внешних силовых центров.

ГлавнаяАналитикаВизит Пашиняна в Париж вызвал противоречивые отзывы