Распоряжение о помиловании или вынужденный ход Алиевa?

Почему Ильхам Алиев освободил группу политзаключенных? Некоторые считают этот шаг проявлением гуманизма. Однако ясно, что он был вынужден отпустить их

Неколько дней назад глава государства подписал очередное распоряжение о помиловании ряда заключенных. Вообще-то, неправильным было бы назвать «помилованием» освобождение из заключения невиновных людей, но в последнем распоряжении есть и их имена. Из 137-ми освобожденных в тот день 14 – это лица, признанные местной и международной общественностью, правозащитными организациями политзаключенными. В день подписания указа решением Апелляционного суда условно был освобожден известный журналист Рауф Миркадыров. Кстати было бы отметить, что после освобождения в 2012 году «заключенных 2 апреля», это был первый случай столь массового освобождения политзаключенных. Может возникнуть вопрос:


Почему Ильхам Алиев освободил группу политзаключенных?

Некоторые считают этот шаг проявлением гуманизма. Однако, если провести небольшое расследование, то станет ясно, что они освобождены в результате требований местной и международной общественности. Власти были вынуждены отпустить в канун Новруз байрама 15 политзаключенных. Гуманизм это вовсе не освобождение и помилование тех, кто был арестован в результате подбрасывания наркотиков верующим, оружия в квартиры молодежных активистов. Из их жизни вырезано у кого 3, у кого 4 года. Однако пребывание политзаключенных за решеткой в большей степени является головной болью для самой власти. В стране имеет место серьезная социально-экономическая напряженность, растет международное давление, а также поступают предупредупреждения о санкциях. Для предотвращения этой напряженности власти вынуждены предпринять смягчающие шаги. На самом деле все эти меры предприняты в преддверии Саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне, дабы не предстать перед Белым Домом с пустыми руками. Более того, чтобы предотвратить принятие Акта демократии в Азербайджане, предусматривающего отказ в выдаче виз высокопоставленным чиновникам, непосредственно участвовавшим в совершении нарушений закона и прав человека, а также их близким и членам семей. Проект данного Акта (H.R.4264) был подготовлен членом Палаты представителей Конгресса США Крисом Смитом.


Тяжкие преступления совершают они, а не политзаключенные …

Как и в прошлый раз, в списке последнего помилования в большинстве случаев были имена лиц, обвиненных в совершении тяжких преступлений. Похоже, Комиссия по помилованию испытывает особые симпатии и уважение к лицам, сорвершившим тяжкие преступления. 90 из 137 помилованных последним указом, были приговорены Судами в Баку и регионах за совершение тяжких преступлений. В отношении большинства из них вердикты были вынесены в 2013, 2014 и даже в 2015 годах. Даже у гражданина, совершившего тяжкие преступления, есть право на освобождение и это нормально воспринимается. Власти освобождают таковых, но лишают права на освобождение таких узников совести, как

Хадиджу Исмайлову, Ильгара Мамедова, Интигама Алиева, Фуада Гахраманлы

— это понять невозможно. К месту было бы отметить, что согласно подписанному в декабре минувшего года помилованию, были освобождены 198 заключенных, из коих 131 – 66% это лица, совершившие тяжкие преступления. Они были лишены свободы Судами по тяжким преступлениям в Баку и в регионах.


Помилование или глубокая неприязнь и политическая ревность?

Один из факторов, привлекающих внимание к последнему помилованию то, что власти не внесли в список подлежащих помилованию тех, кого считают конкурентами, представителей организаций, находящихся в непримиримой позиции к власти. Тот факт, что в списке помилованных отсутствовали имена Ильгара Мамедова, Хадиджи Исмайловой, Интигама Алиева, членов ПНФА и верующих, говорит об особом к ним отношении властей и предвзятости.

Другой притягивающий момент в распоряжении о помиловании, это различие в отношении к лицам, оужденным по одинаковым статьям и мотивам. Это является грубым нарушением принципа помилования, а также несправедливым подходом к заключенным. К примеру, как мог быть освобожден Тофик Ягублу, а Ильгар Мамедов остаться в заключении. Ведь они осуждены по одним и тем статьям и мотивам. Такой подход был применен и в отношении членов Движения NIDA – речь идет об оставшемся в заключении

Илькине Рустамзаде.


Стоит ли благодарности освобождение невиновных?

Группа лиц, которые кормятся от власти, снова были в своем амплуа в связи с последним помилованием. Они лезли из кожи вон, чтобы обосновать «великодушие» этого шага – освобождения невиновных. Порой их стараниям подыгрывали и некоторые международные структуры. Никто не хочет понять, что сей «великодушный» шаг является ничем иным, как возвращением сироте отобранной его же шапки. Неужто так сложно понять, что у людей отняты лучшие годы жизни? Многие из них, находясь в заключении, потеряли родителей. Так, Неймат Панахлы потерял отца и мать, ему не разрешили проститься с родителями, принять участие на похоронах. Некоторые из них потеряли своих детей. Так, Тофик Ягублу потерял свою дочь Наргиз. Самый лучший ответ тем, кто ждет благодарности от освобожденных, дал Тофик Ягублу:


«У меня и в мыслях нет кого-то благодарить. Наоборот, нам нужно еще спросить за наш незаконный арест, за причиненное горе. За что эта власть арестовала нас — невиновных?! Я поблагодарил бы Ильхама Алиева за помилованием лишь в том случае, если бы я был настоящим преступником, а он бы меня помиловал. Если бы они не боялись Запада, то они приставили бы нас к стене и расстреляли. Из моей жизни были похищены 3 года и 2 месяца. Кто ответит за это? Как мне благодарить за пережитую мной трагедию дочери моей Наргиз?»


Кто спекулирует картой политзаключенных?

В последние годы некоторые пособники власти заявляют, что проблема политзаключенных превратилась в предмет спекуляции, подразумевая при этом институты гражданского общества, международные правозащитные организации. Интересно, кто именно превратил? Не просто безнравственностью, но и комплексом неполноценности является то, что у людей отнимают часть их жизни, а потом еще с одолжением их милуют, намереваясь получить «благодарность» от псевдоправозащитников и международных организаций. Плодом воображения лишь некоторых лиц, представленных во власти Азербайжана, может стать идея давления на международные организации и государства, с целью получения взамен за освобождение своего же гражданина каких-то льгот или благодарности. Это и есть истинная спекуляция – дешевая и постыдная…


Решение проблемы политзаключенных …

Последнее распоряжение о помиловании еще раз продемонстрировало наличие в стране проблемы политзаключенных. Однако, к сожалению, и этот шаг, как и все шаги власти, стал половинчатым, не решив проблему полностью. Решение проблемы политзаключенных в Азербайджане лежит через освобождение политзаключенных Хадиджы Исмайловой, Ильгара Мамедова, Интигама Алиева, членов ПНФА во главе с Фуадом Гахраманлы, верующих во главе с

Талехом Багирзаде

, а также других невиновных людей. Их места не должны быть заполнены впоследствии незаконными арестами. Власти просто обречены на освобождение всех политзаключенных. При нынешних условиях длительное упорство властей, в какой бы то ни было форме, невозможно. Предпринимая эти меры частично, власти не желают показывать свое поражение. Однако рано или поздно правящая партия «Ени Азербайджан» будет вынуждена считаться с азербайджанским народом и демократическим миром, и будет обречена на проведение экономических и политических изменений. Иначе положение ее будет хуже нынешнего…


 Октай Гюлалыев,


Координатор Общественного Альянса


“Азербайджан без политзаключенных”


Contact.az

ГлавнаяНовостиРаспоряжение о помиловании или вынужденный ход Алиевa?