Полагаясь на шаткий фонд

Не секрет, что в семье президента Азербайджана Ильхама Алиева любят покупать дорогую недвижимость по всему миру, хотя зачастую непонятно, откуда на это берутся деньги.


ROXANA JIPA, VICTOR ILIE И DANIEL BOJIN

Не секрет, что в семье президента Азербайджана Ильхама Алиева любят покупать дорогую недвижимость по всему миру, хотя зачастую непонятно, откуда на это берутся деньги.

Но история дома стоимостью в 7,3 млн долларов США по адресу Ул. Попа Соаре 39 в старом городе Бухареста еще мрачнее, чем обычно, с участием оффшорных сделок, связями с коррумпированными чиновниками и организованной преступностью, инсайдерскими сделками и своеобразным культом личности умершего вождя.

В настоящее время дом является штаб-квартирой Фонда Гейдара Алиева, неправительственной организации, созданной и управляемой семьей нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, сына покойного Гейдара Алиева.

Гейдар Алиев, умерший в 2003 году в возрасте 80 лет, был бывшим генералом КГБ и первым секретарем ЦК Коммунистической партии Азербайджана, «который в течение 30 лет железным кулаком управлял Азербайджаном»,



согласно его некрологу в Нью Йорк Таймс



.

Старший Алиев сформировал вокруг себя культ личности, который сохраняется во многом благодаря Фонду Гейдара Алиева спустя более чем десятилетие после его смерти с тысячью портретов умершего вождя на рекламных щитах и ​​зданиях официальных структур по всему Азербайджану, на которых он нередко изображен со своим сыном. Десятки улиц, зданий и парков несут его имя, статую или изображение в том числе в десятках зарубежных стран.

Но что конкретно представляет собой Фонд Гейдара Алиева, и чем он занимается?

Похоже, что в Румынии чиновники недостаточно осведомлены о деятельности Фонда. Когда их спрашивают о здании, находящемся на Улице Попа Соаре 39, представители румынской жандармерии и Министерства иностранных дел дают противоречивые ответы.

Например, здание круглосуточно охраняется жандармерией, правоохранительной отраслью в рамках румынского Министерства внутренних дел.

«Это дипломатический корпус,» сказал один из жандармов, попросив журналистов OCCRP, снимающих здание, предоставить свои удостоверения личности. Пока он говорил, два других жандарма вышли со стороны боковой улицы.

Когда журналисты спросили, какая дипломатическая миссия находится в здании, они сказали «азербайджанские экономические представительства в Румынии.» Когда журналисты спросили, почему здание идентифицируется как Фонд Гейдара Алиева, второй полицейский сказал, что Фонд «имеет особый статус.»




На сайте Фонда Гейдара Алиева



говорится, что он существует благодаря «желанию страны выразить свое почтение памяти Гейдара Алиева, который вошел в нашу историю как основатель независимого государства, и необходимости отразить его богатое нравственное наследие, подчеркивая важность для нашей страны философии азербайджанства и культивирования идеи национальной государственности в наших детей «.




В жандармерии говорят



, что они находятся там, чтобы охранять некие дипломатические интересы, а не сам штаб фонда. С другой стороны,



в Министерстве иностранных дел сказали



, что ни фонд, ни здание не имеют дипломатический статус.

Чем бы ни занимался фонд, само здание кажется не чем иным, как собственностью стоимостью в несколько миллионов долларов, тайно принадлежащей семье Алиевых. В предыдущих историях OCCRP и других СМИ отмечались обширные приобретения в Лондоне, Москве, Чехии и Дубае.

В ходе изучения регистраций деловых операций выяснилось, что дом в Бухаресте принадлежит румынской частной компании, в которой семья президента Азербайджана участвует через оффшорную компанию. Эта частная компания передала весь дом, более 600 квадратных метров, в распоряжение Фонда Гейдара Алиева,



бесплатно



. Дом также



освобожден от уплаты налогов



в качестве здания Фонда.


ОФФШОРНАЯ СЕМЬЯ

Члены первой семьи Азербайджана — Ильхам (глава государства), Мехрибан (первая леди) и их три ребенка, Лейла, Арзу и Гейдар-младший — за последние годы были вовлечены в многочисленные скрытные бизнес-операции на нескольких континентах. Используя оффшорные компании и посредников, первая семья присвоила значительные части азербайджанской экономики — в том числе золотые рудники, туризм, телекоммуникационные компании и банки — приобретая элитную недвижимость в различных странах Европы и Персидского залива.

Азербайджанские журналисты, которые исследовали и разоблачали скрытые дела президентской семьи, пострадали от ответных мер. Сначала они стали мишенью клеветнических кампаний, а затем заключены в тюрьму на основе, согласно многим правозащитным организациям, сфабрикованных обвинений.

Не менее 80 других местных активистов и политических оппонентов были арестованы за критику режима Алиева, который стремительно становится одним из наиболее репрессивных в регионе.

В июне 2015 года первая семья была активно вовлечена в организацию первых в истории Европейских Игр в серии предолимпийских спортивных событий. Первая леди возглавляла организационный комитет игр. В то время как около 6000 спортсменов приняли участие в соревнованиях, большинство европейских лидеров бойкотировали игры в знак протеста против ухудшения ситуации прав человека в Азербайджане.

Только небольшая группа чиновников из Восточной Европы, в том числе Виктор Понта, занимавший в то время пост премьер-министра Румынии, присутствовали на пышной церемонии открытия игр на стадионе имени Гейдара Алиева в столице Азербайджана Баку.

В Фонде Гейдара Алиева утверждают, что



у них есть официальные партнерские отношения



с по крайней мере одним министерством в Бухаресте, Министерством труда, семьи и социальной защиты. Фонд Гейдара Алиева также



имеет отношения с Фондом



, управляемым бывшим премьер-министром социал-демократом Адрианом Настасе, который отбывал срок в тюрьме за коррупцию.

Но в письме к OCCRP



Министерство иностранных дел настаивает



, что официального партнерства с азербайджанским фондом не существует: «В течение какого-то времени, фонд организовал ряд мероприятий и действий, куда были приглашены различные представители Министерства. Но формального соглашения о сотрудничестве между министерством и фондом не существует».

Существует, однако, история укрепления связей между странами. Румыния стала второй страной в мире, признавшей независимость Азербайджана после распада Советского Союза в 1991 году. С тех пор отношения развивались, так как Румыния рассчитывает на нефть и газ из Азербайджана, чтобы уменьшить свою зависимость от российского газа.




Президент Ильхам Алиев дважды получил награды



в Бухаресте, и от президента Траяна Бэсеску, и от его предшественника Ион Илиеску. Илиеску был одним из немногих глав государств, который встретился с обоими Алиевыми (отцом и сыном) в их должностях президента Азербайджана.


СКРЫТЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ

Согласно свидетельствам о собственности, дом на улице Попа Соаре принадлежит Curzon Properties, фирме, владельцы которой скрыты за оффшорными компаниями.



Румынская фирма



, зарегистрированная в Бухаресте, была основана 8 сентября 2008 года. Спустя два дня эта фирма



приобрела здание



на Улице Попа Соаре. Через пять дней после этого



Фонд Гейдара Алиева переехал в здание на основе бесплатной аренды



. Кстати, Curzon — это имя ворот в Гайд парке в Лондоне через дорогу от



другой шикарной собственности Алиева



.

Конечную цену дома 6,5 млн евро (7,3 млн долларов) заплатила в полном объеме оффшорная компания ООО Asbet, зарегистрированная на Сейшельских островах и являющаяся на момент продажи мажоритарным акционером Curzon Properties.

На момент продажи, ООО Asbet принадлежала



Ашрафу Камилову



, азербайджанскому сотруднику компании AtaHolding и акционеру банка, принадлежащего AtaHolding, финансовой группе,



контролируемой семьей Алиева



. В марте 2009 года ООО Asbet передала свою мажоритарную долю в румынской фирме другой оффшорной компании Ciaba Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

Документы, полученные OCCRP / RISE Project, показывают, что



Ciaba Ltd. принадлежала



никому иному, как Арзу Алиевой, младшей дочери президента Азербайджана.

Связи между азербайджанцами, основавшими магазин в Бухаресте, и первой семьей Баку выходят далеко за рамки границ Румынии.

Asbet и Ciaba имеют многочисленные перекрестные связи и общие контакты, в том числе семья Алиевых. В марте 2009 года, когда ООО Asbet уступила свою долю в компании, которой принадлежит дом, фирме Арзу Алиевой Ciaba Ltd, обе компании были представлены британским консультантом по имени Metin Guvener в Бухаресте.

Guvener имеет связи с обеими сторонами. В течение почти двух лет Guvener был партнером в



Triangle Group, основанной в Лондоне



, с другим гражданином Азербайджана Гафаром Гурбановым. Гурбанов был одним из



руководителей Ciaba



.

В то же время, Гурбанов также был одним из руководителей AtaHolding, финансовой группы первой семьи.

В 2012 году ООО Asbet



владела четвертью группы AtaHolding



, мажоритарным акционером которой была первая семья через компанию в Панаме.

Ни с Гурбановым, ни с Guvener не получилось связаться в их офисах в Лондоне, и их представители не ответили на вопросы OCCRP / RISE Project.

В 2012 году дочь президента сократила свою долю в румынском бизнесе после того, как ООО Asbet погасил кредит в 6 млн евро (6,7 млн долларов) — окончательный расчет за дом в Бухаресте.

Конечным результатом было то, что первая семья потратила почти 7 млн долларов, чтобы купить здание для размещения Фонда, созданного в честь их покойного главы семьи.


БУХАРЕСТСКИЕ СВЯЗИ

Подробности о том, как семья президента Азербайджана Ильхама Алиева купила дом стоимостью в 7,3 млн долларов в Бухаресте, пролила свет на ядовитые сети темных личностей, инсайдерских сделок и сомнительных транзакций.

В то время как источник денег остается неясным, некоторые участники включают в себя людей, подозреваемых в связях с организованной преступностью.

Здание на Улице Попа Соаре 39 в старом городе является домом для румынской штаб-квартиры Фонда Гейдара Алиева, благотворительной организации с офисами в нескольких зарубежных городах.

Среди прочего, фонд существует для поддержания памяти и наследия Гейдара Алиева, бывшего генерала КГБ и 30-летнего правителя Азербайджана, который умер в 2003 году. Его сын Ильхам в настоящее время является президентом страны.

Бухарестский офис фонда был приобретен через связи с Румыно-азербайджанской торговой палатой, организацией, основанной посольством Азербайджана в Бухаресте. Через ту же самую сеть, которая также включает в себя бизнесменов из Молдовы, посольство Азербайджана потратило миллионы евро, чтобы назвать улочку в парке Тей в Бухаресте в честь Гейдара Алиева.


Операции включали в себя участников с обширными связями:


Семья Добреа

. Гражданин Молдовы



Владлен Добрея получил 6,5 млн евро



(7,3 млн долларов) за дом на улице Попа Соаре. Он является сыном Владимира Добреа, первого главного исполнительного директора румынского филиала российской нефтяной компании Лукойл и бывшего мэра молдавской столицы Кишинева.


Семья Балабан

. Семья Балабан является партнером семьи Добреа в



нескольких предприятиях



. Валериу Балабан, глава семьи, родился в Кишиневе, является также членом Румыно-азербайджанской торговой палаты. Валериу Балабан и его дочери Наталье Балабан



принадлежал дом



на улице Попа Соаре до 2004 года, когда они передали его в собственность Добреа Младшему. Семья Балабан основали парковую улицу имени Гейдара Алиева в 2007 году за счет посольства Азербайджана.



Валериу Балабан был генеральным подрядчиком



и строил АЗС ЛУКОЙЛа в Румынии.


Руслан Валадов

является



вице-президентом



Румыно-азербайджанской торговой палаты. 46-летний Валадов, еще один деловой партнер семьи Балабан, в 2003 году вел дела в доме, который в настоящее время размещает в себе азербайджанский Фонд. Он также принимал участие в компаниях с другими членами Торгово-промышленной палаты, в том числе с нынешним администратором посольства Азербайджана Эльшаном Багировым.


Алев Балги-Курпедин

является бывшим президентом Румыно-азербайджанской Торгово-промышленной палаты. Будучи



администратором нескольких компаний



, принадлежащих Валадову, Балги-Курпедин служила в палате вслед за генералом Георге Драгомир, который был заместителем начальника Службы внешней разведки Румынии в 1990-1992 гг.


Балги-Курпедин

затем стала исполнительным директором Международного фонда сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря в Бухаресте. Генеральным секретарем фонда является бывший посол Азербайджана в Бухаресте Эльдар Гасанов, который основал Румыно-азербайджанскую Торгово-промышленную палату.


Кристина Трелеа

является членом Румыно-азербайджанской торговой палаты, адвокатом Фонда Гейдара Алиева, а также фирмы, которая приобрела дом на Улице Попа Соаре. Она также предлагала консультационные услуги молдавским бизнесменам, которые продали дом. В 2007 году Фонд семьи Алиевых зарегистрировал свой первый офис в адвокатской конторе Трелеа.

Шпион в отставке

Генерал Георге Драгомир, заместитель начальника Службы внешней разведки Румынии после развала Советского Союза, был первым президентом Румыно-азербайджанской Торгово-промышленной палаты в период между 2005 и 2007.

До 1989 года Драгомир находился в миссиях в Азии в качестве румынского шпиона. «Я никогда не встречался с Гейдаром Алиевым,» говорит генерал сегодня, добавив, что Торгово-промышленная палата была создана по инициативе бывшего посла Азербайджана в Бухаресте Эльдара Гасанова.

Драгомир сказал, что он ушел из палаты в 2007 году по состоянию здоровья, но организовал экономические делегации в Азербайджан в 2005 году.

Драгомир заявил, что организация началась, когда он предложил членов из румынских компаний и посольство Азербайджана предложило компании, которые работали на румынском рынке.

«Я не знал Руслана Валадова; я встретил его, когда была создана (Румыно-азербайджанская) Торгово-промышленная палата. Он не работал в посольстве, он был просто азербайджанским бизнесменом в Румынии. Я также не знаю молдаван, они пришли вместе с людьми из посольства Азербайджана «.

Дом генерала служил в качестве первой штаб-квартиры Румыно-азербайджанской торгово-промышленной палаты, а в 2007 году, как он сказал, он попросил их поменять штаб-квартиру.


УГОЛОВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Шесть лет спустя, в апреле 2013 года в



Бухаресте полиция обыскала офисы



Румыно-азербайджанской торговой палаты.

С 2011 года румынские следователи заподозрили несколько незаконных сделок, в том числе случай отмывания более чем 2 миллионов евро (2,3 млн долларов) с участием нескольких компаний с ограниченной ответственностью в ведении двух представителей Румыно-азербайджанской Торговой палаты. Они изъяли документы фирмы.

Одной из компаний в рамках расследования была



Intelect Prestige SRL



,     контролируемая Валадовым и управляемая мужем Балги-Курпедин Ридваном Курпедин. В 2011 компания Intelect Prestige, член Румыно-азербайджанской торгово-промышленной палаты, оказалась неплатежеспособной и имела долги перед государством. Это было в то время, когда Благи-Курпедин начала работать в фирме в качестве специального администратора.

Расследование получило огласку в прошлом году, когда бывший сотрудник фирмы Михай Корсате подал на своего бывшего работодателя в суд. «Я подал в суд на компанию, потому что я не представлял себе, чтобы компания наняла менеджера, а потом не зарегистрировала трудовой договор. Они уклонялись от закона и не платили налоги как работодатель румынскому государству. Они ничего не платили.»

Когда OCCRP / RISE Project связались с ним, Валадов сказал, что он был не в Бухаресте и не понимает вопросы. Он также попросил журналистов связаться с ним еще раз через несколько дней, но так и не ответил на звонки.

Когда Балги-Курпедин задали те же самые вопросы, она дала очень неполные ответы: «Я не понимаю, почему вам нужны эти данные. У меня нет ничего общего с тем, о чем вы говорите. Я была вовлечена в течение очень короткого времени в деятельность (Румыно-азербайджанской) Торгово-промышленной палаты. Но я могу сказать вам, что никакие архивы Intelect Prestige не были задержаны. Я действительно не знаю, какая у вас информации «.


СВЯЗИ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Запрос был направлен двум фирмам по подозрению в отмывании денег: Stones Invest Capital и



European Eye Center



. Первая контролировалась Валадовым и вначале управлялась Балги-Курпедин, в то время как последня была основана Валадовым и продана турецкой семье Hacisuleymanoglu в Стамбуле. Валадов остался партнером с турецкой семьей в других предприятиях в Бухаресте.

Семья Hacisuleymanoglu использовала компанию, чтобы построить офтальмологическую клинику в Бухаресте после подписания сотрудничества с британской компанией



HCS- Providers



, которую представляет в Бухаресте Балги-Курпедин.

Британская компания была создана Ианом Тейлор из Новой Зеландии, «оффшорным консультантом», участвующим в сделках с прокси предприятиями по всему миру.

Британская компания затем принадлежала компании, зарегистрированной в штате Делавэр, США.




Расследование OCCRP



, проведенное в ноябре 2010 года, показало, как Тейлор разработал свою глобальную сеть, предоставляя оффшорные услуги кругам организованной преступности, в том числе торговцам оружия и мексиканским наркокартелям.

Его партнер в Бухаресте, румынский адвокат Кисс Ласло был арестован в октябре 2010 года за растрату и отмывание денег в случае  Petromservice. В то время Petromservice был членом Румыно-азербайджанской торговой палаты.

После того, как его человек в Бухаресте был арестован, Тейлор делегировал доверенность Балги-Курпедин от имени компании, зарегистрированной в Делавэр, чтобы обеспечить работу клиники.

Балги-Курпедин утверждает обратное: «У меня не было ничего общего с Ианом Тейлор, и я действительно не хочу говорить об этом сейчас. (…) Я нахожусь за границей, давайте поговорим через несколько дней. Относительно остального, есть публично доступная информация, которую вы можете легко получить где угодно «.

После этого она не отвечала на звонки. Британская компания HCS-Providers ушла из предприятий с турками летом 2011 года.

41-летний Basar Hacisuleymanoglu, руководитель European Eye Center, был гражданином Турции. Его арест за участие в организованной преступности был заказан Турцией в 2007 году. Он был экстрадирован в прошлом году по просьбе турецких властей.

Выдвинутые против него обвинения турецкими властями включают убийство, создание организованной преступной группы, шантаж, лишение свободы, угрозы и подделка документов.

Кристина Симион, бывший адвокат турков, сказала: «Basar Hacisuleymanoglu был единственным человеком, с которым я контактировала. Я больше не работаю на них. К сожалению, бизнес не имел такого успеха, как они ожидали, в основном после того, как Basar был экстрадирован».

Представ перед румынскими судьями, турок утверждал, что он не совершил никаких преступлений и что он приехал в Румынию 10 лет назад как бизнесмен, а не беглец.

В то время как он управлял клиникой, Hacisuleymanoglu на стороне владел игорным бизнесом в Бухаресте.

Прокурорские расследования сделок с участием азербайджанского гражданина Валадова, турецких бизнесменов и Балги-Курпедин из Румынии продолжаются.

Ликвидаторы призвали судей обязать Валадова уплатить из своего личного богатства 400,000 евро (450,000 долларов) неоплаченных налогов. Фискальный адрес обанкротившейся компании Валадова (P57) Euroasia Exim находился в доме на улице Попа Соаре в 2003 году до того, как там основался Фонд Алиевых.



Эта статья была изначально опубликована на OCCRP.

ГлавнаяНовостиПолагаясь на шаткий фонд