Памятник, наводящий тень на азербайджано-грузинские отношения

Дальнейшая эскалация конфликтов такого рода не принесёт пользы никому. А расплачиваться будут простые люди. Как всегда

Фото: Спутник Грузия
Фото: Спутник Грузия

Грузия и Азербайджан поддерживали тёплые отношения со времён, когда впервые стали независимыми государствами в 1918 году. А в 1919 году они подписали первый оборонительный договор против армии генерала Деникина. Став независимыми государствами, Азербайджан и Грузия в 1992 году установили дипломатические отношения, а в 1997 стали двумя из четырёх основателей “ГУАМ” — Организации за демократию и экономическое развитие.

Они сотрудничают в энергетических, транспортных и экономических проектах, значимых не только для них. В функционировании трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан заинтересованы Турция и Израиль (часть азербайджанской нефти из порта Джейхан транспортируется танкерами в нефтеналивной терминал в Хайфе). Европейские страны также заинтересованы в функционировании трубопровода. Особенно если будет построен каспийский газопровод из Туркменистана до Сангачальского терминала около Баку. Оттуда, по уже работающему Южно-кавказскому трубопроводу газ из месторождения Шахдениз и, в перспективе, туркменский газ будут поставляться в Европу.

Не меньшее значение имеет и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, открытая в конце 2017 года. Стоит упомянуть и целый ряд проектов объединённых в единый проект создания Евразийского транспортного коридора, призванного связать Европу с азиатскими странами. Кроме того, Тбилиси и Баку сотрудничают в работе “BSEC” — Организации черноморского экономического сотрудничества, созданной для укрепления мира, стабильности, развития сотрудничества в бассейне Чёрного моря.

В Грузии прекрасно помнят, как в январе 2008 года, когда Грузия оказалась без электричества и газа, Азербайджан оказал ей помощь, несмотря на то, что пришлось сократить поставки газа собственному населению. В целом, Азербайджан занимает второе место в списке торговых партнёров Грузии. Взаимоотношения Грузии и Азербайджана проявляются в самых разнообразных сферах, и являются одним из ключевых факторов региональной политики и безопасности на Кавказе.

Но и на Солнце бывают пятна, а уж в отношениях между странами и подавно. Такой проблемой стало открытие 20 января жителями села Бугашени Ахалкалакского района Грузии памятника уроженцу села и участнику войны в Нагорном Карабахе Михаилу Авагяну, погибшему в боях за мост Орадиза. В торжестве участвовали представители местной администрации, депутаты парламента Грузии Энзел Мкоян и Самвел Манукян, а также полномочный посол Армении в Грузии Рубен Садоян.

Позднее выяснилось, что памятник стоял во дворе старой аварийной сельской школы с 1997 года, был повреждён и его решили заменить на новый. Это вызвало волну возмущения в Азербайджане, где сочли это провокацией, значение которой власти Грузии не смогли оценить по достоинству и которая бросает тень на грузино-азербайджанские отношения. Тем более, что, как утверждают азербайджанские политологи, Михаил Авагян участвовал в штурме Ходжалы, который международная правозащитная организация Human Rights Watch назвала трагедией, и в результате которой погибло самое большое количество мирных жителей за всё время Карабахского конфликта.

В Азербайджане считают, что правительство Грузии не должно было допускать установку памятника человеку, о котором в Грузии, до недавнего времени, никто не знал, кроме его односельчан. Многие эксперты расценивают установку памятника проявлением сепаратистских настроений в этом регионе Грузии. А в грузинской прессе появились статьи с требованием к правительству немедленно проинформировать население о том, какими путями и ресурсами оно собирается решать эту, требующую немедленного реагирования, проблему.

В связи с этим вспоминается словесная перепалка между арестованным в 2008 году и позднее освобождённым по амнистии лидером движения “Объединённый Джавакх” Ваагном Чахаляном и посетившим Ахалкалаки тогдашним президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который назвал своего оппонента бандитом и агентом ГРУ, который, как говорят, грозился перекрыть построенную через Джавахети железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс и взорвать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, “если этого захочет Ереван”.

Эти проекты, начатые ещё в правление Эдуарда Шеварднадзе и оконченные при Михаиле Саакашвили, кроме общегосударственного значения, вдохнули жизнь в регион Ахалкалаки и создали рабочие места. Не говоря о том, что азербайджанская компания SOCAR осуществила газификацию этого региона. Как говорит депутат грузинского парламента, бывший заместитель председателя комиссии по разработке Конституции Грузии в 1993-1995 годах Вахтанг Хмаладзе, в соответствии с грузинским законодательством, для установки небольших памятников не нужно разрешение центральных органов власти.

Разумеется, власти Грузии могли бы проигнорировать это и удалить памятник. Но политика не терпит эмоциональности, и наверное стоит проанализировать, как в дальнейшем могли бы развиться события.

Нет сомнений, что такая акция накалила бы ситуацию в регионе и вызвала бы конфликт. Армяне Ахалкалаки без сомнения понимают, что этот конфликт вспыхнул бы на территории их проживания, затронул бы их дома и семьи. Еревану пришлось бы как-то отреагировать. И это последнее, что сегодня нужно Армении. Правительство Никола Пашиняна может быть ещё можно называть новым, но скоро Армения будет праздновать первую годовщину бархатной революции. Характерная для такого род событий эйфория прошла, и сегодня правительство Армении стоит перед необходимостью решить многие, очень непростые социальные проблемы. Между тем, не далее, как в середине января, на следующий день после утверждения Никола Пашиняна премьер-министром, в Болниси, где проживает значительное число армян, состоялась его неформальная встреча с премьером Грузии Мамукой Бахтадзе, которую в армянской прессе оценили, как более важную, “чем все запланированные официальные визиты”. Были сделаны достаточно прозрачные намёки, что Ереван ищет альтернативные пути поставки товаров в Россию через Грузию, кроме пропускного пункта “Ларс”, который сегодня является единственным между Грузией и Россией. Эту информацию косвенно подтвердил и премьер-министр Грузии, заявив, что встреча носила дружеский характер, и на ней обсуждался вопрос увеличения торговли между Грузией и Арменией. А по информации самого Пашиняна, в мае запланировано провести в Дилижане армяно-грузинский бизнес-форум. Можно с уверенностью сказать, что втягивание Армении в конфликт с Грузией неизбежно вызовет обострение в Нагорном Карабахе и это не просто осложнит решение стоящих перед Ереваном задач, но сделает их практически невыполнимыми.

Возможно, в России сочли бы такой сценарий выгодным. Он фактически перечеркнёт все внешнеполитические планы Еревана и намертво привяжет Армению к России. Британский журналист Том де Ваал в 1992 году, будучи очевидцем штурма Ходжалы свидетельствовал, что боевую поддержку армянам оказывала бронетехника 366-го полка Советской Армии. Очевидно, ему можно верить, если вспомнить, что позднее, в 2006 году МИД России отказал ему в выдаче российской визы, когда он должен был участвовать в презентации русской версии книги о Нагорном Карабахе, “по мотивам национальной безопасности”. Об участии военных в штурме Ходжалы упоминается и в докладах нескольких правозащитных организаций, в том числе и “Мемориала”. И если в то время Россия оказывала помощь армянам, то логично предположить, что сегодня, учитывая существование Договора о коллективной безопасности и объединённой российско-армянской военной группировки, Москва поступит также. Но поскольку численность личного состава российской военной базы в Армении – 4000 человек, им понадобится подкрепление, дорога которого пройдёт через Грузию, после августа 2008 года хорошо знающую цену такого рода акциям. И, кстати говоря, подкрепление неизбежно пройдёт через территории, где пролегает трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.

Устраивает ли такая перспектива Азербайджан? Ведь в ходе военного конфликта 2008 года трубопровод несколько раз подвергался атаке со стороны осетино-российских войск. Из-за этого перманентно проводятся учения, подобные сентябрьским 2014 года в учебном центре Крцаниси близ Тбилиси, с участием военных Турции, Грузии и Азербайджана. Цель учений — формирование штаба многонациональной бригады для взаимодействия по охране трубопроводов и, в первую очередь, охрана трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан на грузинской территории. В сентябре 2017 года такие учения были проведены повторно. Хотя сомнительно, что такое развитие ситуации выгодно России, участвующей в войне в Сирии и в конфликте в Украине, из-за которого Россия сегодня находится под санкциями. Да и наметившееся российско-азербайджанское сближение окажется под вопросом.

Думается, настало время всем осознать, что этнические конфликты себя не оправдывают. Не секрет, что их задача была не дать бывшим республикам СССР уйти из-под влияния Москвы. Но, и в Абхазии, и в Цхинвальском регионе, и в Карабахе, и в Приднестровье получилось наоборот. Конфликты вызвали неприязнь и отчуждение. Я не могу говорить за другие страны, но в Грузии они стимулируют атлантические настроения, особенно в свете повторяющихся незаконных переносах российскими военными границ Цхинвальского региона. Может быть, сегодня все эти конфликты находятся в замороженном состоянии, но могут, при определённых условиях, перейти в горячую фазу. И всем ясно, что это только мешает развитию экономических и политических отношений между конфликтующими сторонами. Ярким примером этого является сама Армения. Ведь в самом начале проект трубопровода был задуман как прямой трубопровод из Баку в Джейхан, и его кротчайший, а следовательно наиболее дешёвый вариант, в силу географического положения, должен был пройти через Армению. Тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев надеялся, что это станет стимулом для возвращения Нагорного Карабаха. Но Ереван отказался, и это лишило Армению возможности участвовать в региональных проектах. А трубопровод прошёл по грузинскому маршруту. В целом всё это сделало Армению более зависимой от поддержки России. Дальнейшая эскалация конфликтов такого рода не принесёт пользы никому. А расплачиваться будут простые люди. Как всегда.

ГлавнаяАналитикаПамятник, наводящий тень на азербайджано-грузинские отношения