Азербайджанцы на Чешском море: Не все то демократия, что блестит. Часть I

Состоятельные и имеющие хорошие связи азербайджанские инвесторы охотно вкладывают миллиарды чешских крон в роскошную недвижимость на знаменитых курортах Чехии, хотя, казалось бы, азербайджанское сообщество далеко не самое заметное среди проживающих в этой стране иностранце

Состоятельные и имеющие хорошие связи азербайджанские инвесторы охотно вкладывают миллиарды чешских крон в роскошную недвижимость на знаменитых курортах Чехии, хотя, казалось бы, азербайджанское сообщество далеко не самое заметное среди проживающих в этой стране иностранцев.

Отец вице-президента Азербайджана владеет большим отелем недалеко от центра курортного города Карловы Вары, а дочь Алиева имела там же виллу, которую позже переоформила на лояльного депутата. Азербайджанские инвестиции неизвестного происхождения пробрались также и в другие чешские города, включая даже столицу Прагу. А теперь репортеры чешского

investigace.cz

обнаружили в Южной Богемии еще одно гнездо азербайджанцев с деньгами, которые можно потратить.

В азербайджанском обществе семья воспринимается как строительный материал, и это подразумевает, что, если один из членов семьи окажется на высоком посту, это станет трамплином для всего клана. Подобная семейная солидарность, в буквальном смысле, не знает границ.

«К примеру, если в Чехии живет некий надежный и квалифицированный человек, то совершенно естественно, что его умения быстро доходят до потенциальных инвесторов или кого-либо, нуждающегося в помощи»

, — объясняет Славомир Горак, эксперт по странам Центральной Азии, научный сотрудник Института международных исследований Карлова университета в Праге. Следовательно, если один инвестор купит отель при посредничестве этого «фиксера», за ним вскоре последуют остальные. Независимо от того, откуда берутся деньги на эти вложения.

Азербайджанские инвестиции в Южной Богемии окутаны тайной. Во всяком случае – для широкой публики. Важно отметить, что любые инвестиции из Азербайджана могут быть проблематичными, особенно, если они имеют неясное происхождение. Для людей, связанных с азербайджанской политикой, обычное дело тратить небольшие состояния на недвижимость или предметы роскоши, даже если их официальная зарплата никогда бы им этого не позволила.

Азербайджанские власти попирают права человека, преследуют любую форму оппозиции и узурпируют доходы от нефти, которые в итоге достаются лишь избранным. Но ловушка заключается в том, что даже эти избранные не знают, когда удача от них отвернется, и как долго протянет сам режим. И это вынуждает их прятать свои активы за рубежом – например, в Лондоне или в маленьком курортном городке в Чехии.

Но что же делает Чехию столь привлекательной для инвесторов легальных и нелегальных денег? В первую очередь, это ее географическое положение – то, что она находится в центре Европы. Во-вторых, политическая стабильность – очень вряд ли здесь случится революция или серьезный кризис. Чехия имеет репутацию спокойной и дружелюбной страны, идеальной для отдыха. Да и тот факт, что некоторые высокопоставленные чешские политики – включая президента Милоша Земана – весьма доброжелательно относятся к Азербайджану, тоже не новость. О том, что эта страна пользуется популярностью у азербайджанской элиты, наглядно свидетельствует также количество прямых рейсов из Баку в Прагу и даже в Карловы Вары. Причем билеты в бизнес-класс в обоих направлениях обычно распродаются быстрее, чем в эконом-класс. И если встряхнуть и смешать стабильность, доброжелательных политиков и компетентных фиксеров, то получится идеальный коктейль для тех, кто хочет инвестировать деньги, добытые зачастую из неясных или сомнительных источников.

В отчете Международного валютного фонда за 2019 год особо отмечается рост объема недвижимости в Чехии, принадлежащей иностранцам, и призывается к строгим мерам по борьбе с отмыванием денег на рынке недвижимости. Глава чешского финансово-аналитического управления при министерстве финансов Либор Казда, объясняет, что проверять подноготную всех инвесторов не так легко, как кажется.


«Есть случаи, когда конкретный финансовый институт не располагает возможностью проверять источник денег. Если банк получает лишь письменное заявление от своего клиента, утверждающего, что деньги получены легальным путем, что он может поделать?

— вопрошает Казда. –

Но это не означает, что не будет проведена дальнейшая проверка. По факту, только лишь письменное утверждение должно вызвать подозрение»

. Однако Казда также отмечает, что в Чехии письменного заявления обычно бывает достаточно, чтобы объяснить источник денег.

Южная Богемия часто ассоциируется с живописным городком Чески-Крумлов или водохранилищем Липно, прозванным Чешским морем. Идеальное место для ресторана или отеля. Видимо, это пришло в голову и нескольким азербайджанским инвесторам, которые настолько доверяли своим бизнес-планам, что без колебаний вложили сотни миллионов чешских крон (1 миллион CZK = примерно 48 000 USD). Но один из планов обернулся бюрократическим кошмаром и теперь представляет собой руины на берегу Липно, а другие воплотились в, по большей части, закрытые, нежели открытые отели и рестораны, от которых отказался инвестор.


«Затевалось что-то очень масштабное, они (инвесторы) приходили сюда каждый день, какая-то знаменитость из Праги составила план строительства… Они даже хотели выкупить наш семейный бизнес. А потом вдруг неожиданно исчезли, и все остановилось

, — рассказывает мелкий предприниматель из окрестностей Липно. —

Я слышал, что местные не пожелали, чтобы они тут были, возникла какая-то проблема с большими деньгами»

.

Мэр деревушки, где, вместо роскошного отеля в форме корабля, нынче красуются развалины, лишь пожимает плечами:


«Сами видите, что вышло из этих грандиозных планов. Грандиозная куча мусора и груда камней. Хорошо хоть они обнесли все это забором, и никто себе случайно руки-ноги не переломает»

.

Это местечко под названием Гурка – одна из нескольких деревень вокруг Липно, одного из главных туристических направлений в Южной Богемии. «Озеро» расположено недалеко от границы с Австрией и славится тем, что привлекает богатых иностранных и местных инвесторов. Дорога в Гурку с обеих сторон окружена водой и тешит взгляд прекрасными видами на водохранилище и окружающую его природу – но только до тех пор, пока вы въезжаете в саму деревню. Первое, что бросается здесь в глаза – это забор, окружающий нечто, похожее на стройплощадку, не считая того, что никакие работы на ней не ведутся с тех пор, как стоявшее здесь прежде здание снесли в 2018 году. К настоящему времени на этом месте предполагалось возвести шикарный оздоровительный центр из стекла и дерева в форме огромного корабля. Но проект был приостановлен из-за бюрократических проволочек и ковидных ограничений – по крайней мере, так говорят инвесторы. Земля принадлежит компании ALPS s.r.o., которая владеет также еще одним участком земли в быстрорастущем городе-спутнике рядом со столицей региона, Ческе-Будеевице. Но и там тоже ничего не происходит.

Второй амбициозный азербайджанский проект начался с покупки двух зданий в знаменитом туристическом городе Чески-Крумлов и одного здания во Фримбурге –небольшом городке на берегу Липно. Но и этот план остался только планом. В Чески-Крумлове один ресторан так никогда и не открылся, даже после дорогостоящей реставрации, а вторая инвестиция, отель, работал относительно нормально, но сейчас им управляет кто-то другой. Что же касается ресторана во Фримбурге, то он проработал два сезона (два лета и зиму) и закрылся в 2018-м. Хозяин исчез.


«Я не видел его больше года

, — говорит один из владельцев отелей в Чески-Крумлове. —

Он лишь появился однажды и пропал»

.

Компанией ALPS владеет Джума Ахмедзаде – азербайджанец, живущий в роскошной и непонятно кому принадлежащей квартире в Лондоне. По любопытному совпадению квартира эта была куплена той же самой афшорной компанией, которая заключила договор на консультацию с турецким инвестором, который несколько месяцев спустя выиграл очень выгодный государственный заказ. И человеком, контролирующим этот заказ, был никто иной, как отец Ахмедзаде, который, между прочим, приходится еще и хорошим другом турецкого подрядчика. (подробнее об этом можно почитать

здесь

) Ахмедзаде-старший недавно был освобожден от занимаемой должности в правительстве Азербайджана.

Существует еще одна фирма с тем же самым чешским адресом, зарегестрированная в региональной столице Ческе-Будеёвице – LECO-CB. Ее владелица – Замира Гаджиева, жена бывшего председателя Международного банка Азербайджана. Сам Гаджиев сейчас находится в азербайджанской тюрьме по обвинению в финансовых преступлениях. Он был приговорен к 15 годам тюрьмы. Замира Гаджиева живет в Лондоне, в апартаментах стоимостью примерно в 11,5 миллионов фунтов. А напротив находится люксовый универмаг Harrods, в котором она, как сообщается, потратила за десять лет более 16 миллионов фунтов, около шести миллионов из которых – используя кредитные карты банка, возглавляемого ее мужем. В настоящее время британские власти расследуют источники семейного богатства Гаджиевых и на это время заморозили их счета. (подробнее об этом можно почитать

здесь

).


«Важно понимать ментальность азербайджанской элиты. Все государственные предприятия – включая национальный банк – воспринимаются ими как копилка для правящего класса. Поэтому, если кому-то с хорошими связями понадобятся деньги – например, родственнику банковского CEO – всегда найдется способ их раздобыть»

, — объясняет Горак. Хотя, по его мнению, это не является чем-то уникальным или свойственным только лишь Азербайджану.



Как выкачиваются средства из Азербайджана?


С 2012-го по 2014 год около 3 миллиардов долларов было переведено через счета в эстонском филиале Danske Bank – этот филиал был закрыт эстонскими регулирующими органами, после того, как оказался вовлечен в масштабный скандал с отмыванием денег. Сегодня на эту сумму можно купить два частных острова на Багамах. Деньги неизвестного происхождения шли через британские офшоры на все, чего желала азербайджанская правящая элита. Эти деньги могли превратиться во взятки для европейских политиков, чтобы те восхваляли азербайджанское правительство, или же – в футбольный клуб, в недвижимости, роскошные автомобили или отдых.


Утечка банковских документов, подтверждающих эти транзакции, получила известность как «азербайджанский ландромат». Крупные суммы поступали также на счета государственных чиновников, к примеру – членов семьи вице-президента или человеку, ответственному за антикоррупционную повестку. Откуда взялись эти три миллиарда, непонятно, преимущественно, потому что они были отмыты через несколько анонимных подставных компаний. Тем не менее, некоторые следы ведут к счетам семьи президента Алиева в Центральном банке Азербайджана, а другие – к различным министрам или к российскому производителю оружия (больше на эту тему по



ссылке



).

С другой стороны, тем, у кого нет связей в верхах, приходится несладко. В целом, в любой стране, где правящая элита выкачивает деньги из государственной казны, существует также ощутимое неравенство и в других сферах – будь то медицина, образование или социальная защита. Коррупция и мафиозные методы заметны также и в политике. Когда в 2017 году по Азербайджану ударил экономический кризис, вызванный падением цен на нефть, президент Алиев стал давить любую форму оппозиции еще жестче, чем прежде. Кроме того, он предпринял меры, чтобы консолидировать свою власть – например, назначил свою жену вице-президентом, сделав ее таким образом своей преемницей.


По оценке

международной неправительственной организации Freedom House, в Азербайджане все очень плохо с индивидуальными и политическими свободами. Хотя в 2019 году власти отпустили на свободу десятки политических заключенных, в то же время арестовали новых. Основную проблему представляет собой сосредоточение власти в руках президента Алиева и его семьи.


«Авторитарная власть в Азербайджане продолжается быть сконцентрирована, преимущественно, в руках Ильхама Алиева, занимающего пост президента с 2003 года, и его многочисленного семейства. Коррупция свирепствует вовсю, а формальная политическая оппозиция ослаблена годами преследования.


В последние несколько лет власти предприняли масштабные репрессии в отношении гражданских свобод, практически не оставив места для независимого самовыражения или активизма»

, — объясняется в ежегодном отчете Freedom House «Свобода в мире 2020». А

по данным

Transparency International, Азербайджан занимает 129-е место из 180 стран по уровню коррупции.


«Хотя официально Азербайджан является республикой, все здесь зиждется на клановых связях. А пост президента и вовсе передается по наследству. Иными словами, если ты родился в правильной семье, то автоматически имеешь преимущества и являешься хозяином положения

, — говорит Горак.

— Когда нынешний президент – а вместе с ним и его жена – пришел к власти, для всего Баку начался рассвет, потому что это родина клана Пашаевых, из которого происходит Мехрибан Алиева. Эта смена власти привела к свержению прежнего премьер-министра и некоторых других правительственных чиновников из ранее привилегированного Нахичеванского клана»

.

В рейтинге свободы слова за 2021 год, составленного Репортерами без границ, Азербайджан, занял 167-е место из 180 стран.

«Президент Алиев развязал войну с независимой журналистикой в 2004 году»

, —

говорится

в отчете.

«Те, кто не поддаются на давление и шантаж или не подкупаются, оказываются в тюрьме»

.

О том, как далеко могут зайти власти, когда журналисты становятся слишком любопытными и настырными, можно судить по ужасающему опыту репортера OCCRP Хадиджи Исмаиловой. После того, как в 2005 году пять выстрелов заставили навсегда замолчать ее коллегу Эльмара Гусейнова, многие азербайджанские журналисты на время притихли. Но не Хадиджа, которую это убийство побудило продолжить копаться в бизнесе семьи Алиевых. С 2009 года она сотрудничала с крупными международными медиа, публикуя материалы о коррупции и невесть как приобретенном имуществе правящей семьи. Ответный удар не заставил себя долго ждать: сначала в форме клеветы в правительственных медиа, а затем – в виде шантажа по телефону. Когда же Хадиджа отказалась отступиться, ее квартиру взломали и установили там скрытые камеры. Кроме прочего, эти камеры записали также интимные свидания Хадиджи с ее бойфрендом. Где-то в другой стране это не было бы такой уж серьезной проблемой, но журналистка живет в консервативной стране, и они с этим мужчиной не были женаты. Далее последовали угрозы распространить это интимное видео. Тем не менее, Хадиджа вновь не поддалась на шантаж, и запись была обнародована в проправительственном медиа. По мусульманским традициям, внебрачная связь навлекала позор на всю ее семью, и собственный брат намеревался убить ее, чтобы смыть этот позор. А в конечном итоге в 2014 году Хадиджа оказалась в тюрьме по сфабрикованному обвинению, и провела там три с половиной года. Она была освобождена досрочно, благодаря огромному международному давлению. Хадиджа никогда не переставала писать о коррупции в правительстве.

Несмотря на всем известную авторитарность, коррумпированность и недемократичность режима, Азербайджан остается крупным торговым партнером Чешской Республики. Более того, это самый значимый партнер на Южном Кавказе, и основной статьей импорта является нефть. Именно из Азербайджана поступила треть всей нефти, импортированной в Чехию в 2020 году. И, по данным министерства торговли Чехии, в Азербайджане ведут бизнес десятки чешских компаний.



Продолжение следует

ГлавнаяРасследованияАзербайджанцы на Чешском море: Не все то демократия, что блестит. Часть I