Война ерунда – главное манёвры

Правда, во время учений не были проведены стрельбы реактивных систем залпового огня “Полонез”, закупленных в Беларуси или израильских ракетных комплексов LORA.

Дети в школах изучают историю Тридцатилетней войны, вспыхнувшей в XVII веке в Европе и затронувшей, в той или иной степени, все европейские страны, которым понадобилось больше века для выхода из вызванного ею экономического и социального упадка. Странно, но мало кто обращает внимание, что конфликт между Азербайджаном и Арменией тоже длится уже тридцать лет. Возможно, он не характеризуется такой интенсивностью военных действий и не носит такой разрушительный характер, как в средневековой Европе, но держит обе южнокавказские страны в постоянном напряжении и втягивает их в нескончаемую гонку вооружений, которая тяжким бременем ложится на их бюджеты.

В 2019 году Азербайджан предусматривает выделение около $1,99 млрд на оборону, что на 4,6% больше по сравнению с 2018 годом. В Армении на 2019 год министерству обороны выделяется около $528,7 млн, что на 13,6% больше, чем в 2018. И как говорят, к 2020 году расходы Армении на оборону достигнут $600 млн. Эти деньги будут потрачены на закупку новых видов вооружений, обучение кадров и конечно же проведение манёвров. Интересно, что именно манёвры, мнение о которых Суворова вынесено в заглавие данной статьи, сегодня стали причиной взаимных претензий между Азербайджаном и Арменией.

Ещё в марте этого года, в соответствии с утверждённой президентом Алиевым программой, Азербайджан провёл крупные учения с привлечением около 10.000 военнослужащих, до 500 танков, бронетехники и специальной техники, до 300 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и миномётов, до 20 единиц армейской и фронтовой авиации различного назначения. Целью учения было выполнение задач по подготовке наступления, нанесение ударов условному противнику по нескольким направлениям одновременно, прорыв его обороны, разгром военных группировок, как и нанесение ракетно-артиллерийских ударов по военным и стратегическим объектам в глубине обороны противника.

В начале июня в находящейся в составе Азербайджана Нахчыванской Автономной Республике, были проведены совместные азербайджано-турецкие тактические учения “Нерушимое братство-2019”, с участием до 5000 военнослужащих, более 200 единиц танков и другой бронетехники, до 180 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, 21 самолет и вертолет, беспилотные летательные аппараты, более 30 средств ПВО и другой техники.

Целью маневров была совместная разработка штабами двух стран планов боевых операций, повышение уровня профессионализма личного состава и взаимодействие военных подразделений. А ведь аналогичные учения под названием “Мустафа Кемаль Ататюрк-2019” уже имели место месяцем раньше, в начале мая. В них участвовали и дислоцированные в Нахчыване части Общевойсковой армии. Не говоря о том, что в текущем году на территории Нахчывана турецкими военными были проведены курсы для азербайджанских снайперов. Как говорят военные эксперты, условия учений были “максимально приближены к боевым”.

Правда, во время учений не были проведены стрельбы реактивных систем залпового огня “Полонез”, закупленных в Беларуси или израильских ракетных комплексов LORA. Азербайджан оказался первым государством, в 2018 году закупившим эти комплексы в неизвестном количестве. Покупка обоих комплексов Азербайджаном явилась ответом на приобретение Арменией российских комплексов “Искандер”. Скорее всего, решение не применять ракеты в учениях было связано с дороговизной этих ракет.

Если учесть, что в Баку перманентно звучат голоса, требующие приступить к “силовому освобождению Карабаха”, да и сам Ильхам Алиев ещё в 2016 году раскритиковал работу Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта, считая, что она не приносит результатов, не стоит удивляться, что активизация военного сотрудничества между Баку и Стамбулом настораживает Ереван. Хотя эти манёвры не свидетельствуют о непосредственной угрозе возобновления военных действий, армянские эксперты напоминают о членстве Турции в НАТО. Из чего следует, что Азербайджан стремится к подготовке своих военнослужащих по стандартам НАТО.

Хотя, комментируя учения в Азербайджане, спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе Джеймс Аппатурай заявлял, что НАТО воздерживается от вмешательства в урегулирование конфликта. В Ереване напоминают, что многие участвовавшие в апрельском 2016 года наступлении в Карабахе азербайджанские военнослужащие прошли подготовку в Турции. А поскольку на учениях повторяются одни и те же сценарии, в Ереване это расценивают как доказательство, что армию готовят к боевым действиям в карабахском направлении, поскольку у Азербайджана больше ни с кем конфликта нет. Ереван даже ставит вопрос о выводе Турции из Минской группы ОБСЕ, на что Баку возражает, что сама Армения проводит учения с вооружёнными силами сопредседателя этой же организации — России.

Армения и Россия действительно наращивают военное сотрудничество, укрепляя оборону кавказского сектора ОДКБ. В этом ключе надо рассматривать состоявшуюся в апреле в Ростове-на-Дону рабочую встречу командующего Южного военного округа России Александра Дворникова с начальником генерального штаба ВС Армении Артаком Давтяном и командующим Объединённой группировкой войск Армении и России Тиграном Парваняном. Была дана положительная оценка учениям на полигонах Алагяз, Баграмян и Камхуд, в которых участвовали около 2000 армянских и российских военнослужащих, 300 единиц боевой техники, артиллерия, истребительная и штурмовая авиация, ударные вертолеты. В Армении, видимо, рассматривают это ответом на азербайджано-турецкие учения. Во время встречи также были намечены военные учения на 2019-2020 годы. Среди них — участие частей Южного военного округа в совместных учениях Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ “Взаимодействие”, специальном учении “Поиск”, тактико-специальном учении подразделений материально-технического обеспечения “Эшелон” и различных командно-штабных учениях.

В целом, в последние годы армия Армении получала огнемётные системы “Солнцепёк”, системы залпового огня “Смерч”, зенитные ракетные комплексы “Игла-С”, наземные комплексы радиотехнической разведки “Автобаза-М”, управляемые ракеты 9М113М, гранатомёты РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили "Тигр", средства связи. Всё это по внутренним ценам ОДКБ, а иногда и бесплатно. Если к этому добавить, что сегодня Ереван располагает ракетными комплексами “Искандер-М”, становится понятным, что обстановку на линии соприкосновения войск двух стран сложно назвать спокойной. Особенно в свете планов по передаче Армении истребителей Су-30СМ, способных установить господство в воздухе и нанести высокоточные удары по наземным стационарным целям ракетой Х-59МК2 на дальности до 300 км или противорадиолокационной ракетой Х-58Э, реагирующей на излучение радара противника с дистанции до 200 км.

Наличие таких самолётов заметно повысит оборонный потенциал Армении и создаст угрозу экономической инфраструктуре Азербайджана. Но пока остаётся открытым вопрос — как будет оплачена эта поставка? Включая полный боекомплект и обучение лётчиков речь идёт примерно о $300 млн, что для армянского бюджета – серьезная проблема. Такие проблемы Россия, как правило, решает с помощью кредитов, но общая сумма выданных Еревану кредитов и так уже достигла $300 млн.

Разумеется, такие планы вряд ли устроят Баку. Хотя, справедливости ради стоит заметить, что аналогичные самолёты предлагаются и Азербайджану (Су-35), и Турции (Су-57). Поставляя оружие противоборствующим сторонам, Москва утверждает, что руководствуется логикой по которой, если невозможно предотвратить милитаризацию Южного Кавказа, надо взять этот процесс под контроль и сохранить максимально возможный баланс, при котором противоборствующие стороны не пойдут на эскалацию военных действий. Но за этим прослеживается и стремление Кремля удержать в своих руках возможность влиять на дальнейшее развитие и урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, таким образом, укрепляя своё влияние на Азербайджан. К тому же, если отказать в оружии Азербайджану, он начнёт приобретать его в других странах, например в Пакистане, Турции или Израиле. А это не только ослабит позиции России, но и нанесёт экономический урон её военно-промышленному комплексу. Таким образом, продавая оружие противоборствующим сторонам, Россия сохраняет влияние и на Баку, и на Ереван.

Однако не только Россия стремится закрепить свои позиции в регионе, где её влияние традиционно сильно. К этому же стремятся США, Турция и Израиль. В последние годы отношения между этими странами обостряются, и проблема с Ираном не только не способствует урегулированию ситуации, а вполне может отодвинуть все остальные геополитические проблемы на второй план. Турция видит в Нахичевани плацдарм для объединения тюркского мира, Иран, прежде всего, озабочен тем, чтобы, в случае начала военного конфликта, территория Азербайджана не стала плацдармом против него, к чему стремятся Вашингтон и Израиль, а Россия, как уже сказано, не желает усиления никакого влияния кроме своего. В любом случае Азербайджан становится тем козырем, который все участники разворачивающейся в регионе геополитической игры хотели бы иметь в своём рукаве. Отсюда и готовность всех вышеназванных стран снабжать Азербайджан новейшим оружием, включая, боевые дроны и даже израильский “Железный купол”, как говорят, способный перехватывать даже ракеты “Искандер”. Эта система противоракетной обороны была разработана израильской компанией “Rafael” и одна батарея, цена которой, кстати, по разным оценкам составляет от $50 до $170 млн, может защитить территорию в 150 кв км.

Как утверждают эксперты, примерно 50% сумм потраченных Азербайджаном на вооружение получили российские производители, а вторую половину поделили Израиль, Иран, Пакистан, Турция и Беларусь, продавшая Баку ракетные комплексы “Полонез” в противовес “Искандерам” в Армении. По мнению многих складывается впечатление, что в последнее время все оружейно-торговые потоки направляются в Кавказский регион. И в этом свете проводимые учения являются не только подготовкой войск, но и реакцией на складывающуюся военно-политическую ситуацию. Вот только поможет ли это укреплению региональной безопасности?

ГлавнаяАналитикаВойна ерунда – главное манёвры