От них не убежать?

Миф о безопасной загранице начал рассеиваться еще в 2014 году. Тогда официальная Турция задержала азербайджанского журналиста Рауфа Миркадырова и сдала его азербайджанским властям

До 2015 года азербайджанские оппозиционеры, активисты и журналисты, попавшие в немилость к властям, считали себя в безопасности, если им удавалось выехать в соседние государства. В этом году иллюзию разрушили две истории. Весной Беларусь экстрадировала Александра Лапшина, гражданина России и Израиля, в Азербайджан, где того обвинили в незаконном посещении Нагорного Карабаха и приговорили к трем годам

лишения

свободы. . В мае журналист Афган Мухтарлы, уже два года живший в Грузии, странным образом оказался в Баку. По официальной версии, он незаконно пытался перейти грузинско-азербайджанскую

границу

, но сам журналист утверждает, что его попросту выкрали из Тбилиси спецслужбы Грузии и передали своим коллегам из Азербайджана. Эти эпизоды – далеко не первые случаи, напоминает Мейдан-ТВ.

Как турецкие власти сдали Баку азербайджанского журналиста

Миф о безопасной загранице начал рассеиваться еще в 2014 году, когда в Азербайджан был экстрадирован первый “несогласный”. В апреле 2014-го официальная Турция задержала азербайджанского журналиста Рауфа Миркадырова и

сдала

его азербайджанским властям.


Справка: Журналист Рауф Миркадыров, известный как один из ярких критиков азербайджанской власти и лично президента страны, с 2011 года легально проживал с семьей в Турции в качестве спецкора газеты «Зеркало». Также он неоднократно участвовал в различных международных конференциях по проблемам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в процессе народной дипломатии, которые не особо нравились правительству.

28 декабря 2015 года суд в Баку признал Рауфа Миркадырова виновным в госизмене и приговорил к шести годам заключения. 17 марта 2016 года Бакинский апелляционный суд освободил Рауфа Миркадырова из-под стражи, заменив ему реальный срок на условный в течение 5 лет. В сентябре 2016 года Миркадыров уехал в Швейцарию, чтобы увидеться с женой и детьми, проживающими там с 2014 года. В Швейцарии журналист попросил политическое убежище.

Обвинительный приговор в Азербайджане в отношении Миркадырова все еще в силе, хотя наказание и было заменено на условный срок. Правозащитники считают, что  журналисту грозит тюремное заключение, если он появится на территории страны.

Арест правозащитника в Украине

В апреле 2016 года правозащитника Аловсата Алиева, проживающего в эмиграции в Германии, во время визита в Украину

арестовала

украинская полиция.

В Украину

Алиев приехал поучаствовать в открытии филиала центра «Юридической помощи мигрантам», главой которого он является. В середине апреля, когда Алиев возвращался в Германию, его задержали сотрудники службы безопасности аэропорта Борисполь, заявив, что он находится в международном розыске Интерпола.

Бориспольский суд арестовал Алиева на 25 дней. 6 мая Киевский апелляционный суд признал решение Бориспольского суда незаконным, было принято решение об освобождении Аловсата Алиева.

Правозащитник Аловсат Алиев Фото: социальная сеть
Правозащитник Аловсат Алиев Фото: социальная сеть


А до этого правозащитник находился в следственном изоляторе в течение 20 дней в тяжелых условиях, без возможности поддерживать контакт с близкими: «В камерах было 20 коек. А арестантов 27. Мы спали по очереди. Были жуткие антисанитарные условия», — писал Алиев после освобождении в своем аккаунте в соцсетях. За эти три недели к правозащитнику неоднократно приходили представители властей Азербайджана и пытались уговорить согласиться на экстрадицию. Но Алиев, зная, что его ждет на родине, категорически отказался.

По мнению правозащитника, он избежал выдворения только из-за вмешательства посольства Германии в Украине, а также международных организаций.


«Со мной знакомится человек и сразу интересуется, есть ли у меня охрана?»

Ганимат Захид — главред закрытой в Азербайджане газеты «Азадлыг», ведущий программы «Азербайджанский час», а также создатель независимого канала «Туран ТВ», которые транслируются через cпутник из Франции, и которые недавно по решению суда были

заблокированы

в стране.

Еще один ведущий программы «Азербайджанский час» Сеймур Азиев был осужден на пять лет, а другой  —  Натиг Адилов —  сбежал из страны. Правда, оказался в тюрьме его брат, Мурад. Власти Азербайджана арестовали двух двоюродных братьев Ганимата Захида, и родственники во избежание дальнейших преследований были вынуждены публично отказаться от него.

Сам Ганимат покинул Азербайджан в 2012 году, после того как отсидел в тюрьме три года. Три года он жил в Турции, где он и создал передачу «Азербайджанский час», но из-за давления турецких властей и преследований со стороны Азербайджана, переехал во Францию.

«Меня начали преследовать еще до переезда в Европу. Из-за этих преследований я и был вынужден покинуть Турцию».

Но и в Европе он не чувствует себя в безопасности. Говорит, что ему угрожают регулярно, даже появилась информация, что у властей Азербайджана есть план его физического уничтожения: «У меня есть информация, что во Францию был засланы «эмигранты», для проведения операции против азербайджанских эмигрантов, отличающихся особой активностью».

Доказать все это Захид не может, и поэтому он не обращается в полицию. Но, даже находясь в Евросоюзе, он ведет себя максимально осторожно. По словам Ганимата, обычно «агенты правительства» выдают себя, и таким образом он пока может избежать опасности: «Во Франции во время случайной встречи, человек, представившийся моим фанатом, сразу же поинтересовался местом моего проживания, моей охраной, наличием оружия».

Причину своего страха Захид объясняет так: «Я не сижу спокойно в Европе, продолжаю журналистскую деятельность, вот и преследования продолжаются. Также если ко мне или другим несогласным в Европе будут применены действия террористического характера, это может испугать активистов за пределами Азербайджана. Приходится быть осторожным, ограничивать круг встреч и контактов».

Захид cтарается не покидать пределы Евросоюза: «Учитываю угрозы, стараюсь не выезжать за пределы  Евросоюза. Такие страны как Турция, Украина, Грузия и, конечно же, Россия, я считаю для себя зоной риска».

В Евросоюзе или США изгнанники чувствуют себя под защитой правоохранительных органов, даже несмотря на то, что доказать наличие угрозы непросто. Характерный пример – история азербайджанской журналистки-видеоблогера Севиндж Османгызы, которая живет в США.

Севиндж Османгызы фото: социальная сеть
Севиндж Османгызы фото: социальная сеть

В октябре 2016-го ей позвонили из посольства Азербайджана в США и сказали, что очень беспокоятся за ее безопасность и предложили встретиться. Журналистка предпочла обратиться в местную полицию  и та приняла меры для защиты Османгызы.

В украинском аэропорту сказали, что меня должны депортировать в Турцию

Идрак Аббасов – журналист. Работал во многих местных СМИ. В 2006-ом он вместе с другими журналистами  основал Институт свободы и безопасности репортеров (ИСБР). В 2014 году, когда правительство Азербайджана начало «охоту» на независимые НПО, СМИ и журналистов, ИСБР  закрыли, а глава института Эмин Гусейнов был объявлен в розыск.

Аббасова вовремя предупредили. Вместе с семьей он сбежал сначала в Грузию, а оттуда журналиста и его семью вывезли в Украину, потом в Литву, и наконец Норвегия предоставила ему политическое убежище.

 Идрак участвует во многих международных мероприятиях по демократии и правам человека и много говорит о реалиях Азербайджана. В связи с этим правительство Азербайджана и в Норвегии не оставляет его в покое: «Мне пишут в соцсетях, поступают звонки с угрозами. И поэтому норвежская полиция приняла меры предосторожности…», —  говорит Аббасов.

В безопасности Идрак чувствует себя только в пределах Евросоюза, ведь почти два года назад, с Аббасовым случился неприятный инцидент в Украине: «Тогда я сотрудничал с передачей «Азербайджанский час», и у меня была поездка в Украину. Я дошел до паспортного контроля, пограничник взял мой паспорт, а через 30 минут двое в военной форме подошли ко мне и попросили пройти с ними. Меня сдали в миграционную службу Украины и сказали, что должны депортировать в Турцию. Не исключено, что после Турции меня отправили бы в Азербайджан».

Аббасова продержали в аэропорту около двух суток. Усилиями международных организаций, и особенно норвежского посольства, ему удалось вернуться в Норвегию: «Посольство Норвегии в Украине и правозащитные организации подняли шум, норвежский посол несколько раз говорил со мной по телефону, меня посещали представители посольства …»

Интерпол поможет?

Азербайджан продолжает направлять в Интерпол запросы об объявлении в международный розыск бывших азербайджанских дипломатов, которые после окончания срока своих полномочий выступили против официального Баку и

получили

политическое убежище

. На сегодняшний день их четверо. Отказавшись вернуться в Азербайджан, они

попросили

политического убежища в странах Евросоюза, например,  во Франции и Нидерландах.

Власти Азербайджана также требовали объявить в международный розыск по линии Интерпола бывших политзаключенных и правозащитников Лейлы и Арифа Юнусовых.

Лейла и Ариф Юнусы фото: социальная сеть
Лейла и Ариф Юнусы фото: социальная сеть

Юнусовы были арестованы в 2014 году, в 2015-ом им были вынесены приговоры о лишении свободы сроком на восемь и семь лет, спустя почти год их наказание было заменено на условное. В 2016 году Юнусовым было разрешено покинуть страну и уехать на лечение в Нидерланды. Однако, в мае 2017-го Бакинский апелляционный суд потребовал их обязательного участия в очередном судебном процессе и чету Юнусовых объявили в розыск через Интерпол. Но Интерпол отказался

разыскивать

Юнусовых.

По данным сайта МВД Азербайджана, за первую половину 2017 года Азербайджан направил в Интерпол запрос на розыск 51 человека.

Можно ли помочь людям, которые были эктсрадированы в Азербайджан либо рискуют быть экстрадированными? Правозащитник Интигам Алиев, считает ситуацию почти безнадежной: «В стране сложилась такая ситуация, что все организации, занимающиеся правами человека, или закрыты властями или же парализованы. Остались несколько правозащитников и 10-15 независимых адвокатов на всех политзаключенных. И эти люди, которые защищают права людей, попавших в немилость властей, сами потенциальные политзаключенные. В таких условиях очень трудно кого-то защищать…»

ГлавнаяНовостиОт них не убежать?