От избирательного права до декриминализации насилия

[page_hero_excerpt]


С чем мы, женщины этой страны, в таком случае, имеем дело? Чего добивается наша законодательная власть? К улучшению статистики страны по насилию?

В этом году Азербайджан отмечает столетие первой на мусульманском Востоке Демократической Республики. Восхваляя мужей, построивших республику, особенно подчеркивается, что отцы-основатели дали азербайджанским женщинам избирательное право еще в 1918 году, тогда как многие европейские страны такое право предоставили женщинам спустя десятилетия.

Не будем вдаваться в подробности и задаваться вопросом — когда азербайджанские женщины впервые воспользовались этим правом, и когда вообще узнали о том, что обладают им? Закон есть закон, а остальное хоть и имеет значение, но это уже вопросы не только к республиканцам. Далеко не к ним.

И именно накануне 100-летия республики председатель комитета Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана по общественным объединениям и религиозным структурам Сиявуш Новрузов выступил с весьма интересным заявлением. Как выразился господин Новрузов в ходе круглого стола, в Милли Меджлисе, 23 мая похищение девушки с целью построения семьи и похищение человека – абсолютно разные понятия. «Одно дело, когда человека похищают с целью наживы, и совершенно другое, когда двое любят друг друга, но из-за несогласия семей, парень похищает девушку», — заявил господин Новрузов, и предложил внести изменения в законодательство, дабы разграничить эти два понятия.

Оставим пока в стороне правовую сторону предложения, выдвинутого дипломированным юристом, коим является господин Новрузов. Ведь из его слов получается, что невесту похищают тогда, когда молодые люди любят друг друга, и не согласны на их брак только родители. Но ведь в таком случае ему стоило бы понимать, что если двое решили жить вместе по обоюдному согласию, никакой уголовной ответственности никто не несет, и такой все еще распространенный в Азербайджане ритуал, как «похищение невесты» вообще не имеет криминального содержимого. Тогда какой смысл декриминализировать то, что не криминализировано?

Тогда получается, что господин Новрузов имел ввиду также насильственное похищение невесты, которое тоже все еще практикуется в стране. В таком случае, на мой взгляд, господин Новрузов прав, — возможно, и стоило бы отделить это понятие от похищения человека. Ведь при похищении человека с целью выгоды велика вероятность того, что после выкупа человека вернут целым и будем надеяться, невредимым. При этом насильственное похищение девушки может означать психологическое и физическое насилие над человеком иногда почти на всю жизнь. Наверное, действительно нельзя приравнивать такое к похищению человека с целью выгоды.

С чем мы, женщины этой страны, в таком случае, имеем дело? Чего добивается наша законодательная власть? К улучшению статистики страны по насилию?

Ведь достаточно вспомнить, когда в 2012 году наказание за домашнее насилия было с уголовного переквалифицировано в административное. То есть избил муж жену, заплатил штраф и может бить дальше. Причина внесенных изменений была связана с тем, что увеличилось число жалоб в правоохранительные органы по факту домашнего насилия, а это портило статистику страны. Выход нашли в изменении закона. Женщины увидев, что закон практически не защищает, а наоборот становится причиной повторного насилия стали все меньше и меньше обращаться с жалобой в госструктуры. В итоге статистика страны по домашнему насилию для международных организаций стала выглядеть намного более приглядной, на самом же деле ситуация по домашнему насилию стала ухудшаться.

И ведь самое страшное, что принятия такого изменения в законодательство, то есть декриминализация насильственного похищения невесты вполне реальна. Наши власти в любой неудобный момент могут апеллировать к традициям и к «будь он неладному» менталитету.

И в то же время, где-то в параллельной вселенной, где избирательное право женщинам предоставили десятилетия позже, женщины требуют и добиваются равных зарплат, равных прав во всем и уничтожают репутации, карьеры мужчин при мельчайшем намеке на неравенство полов или на сексуальное домогательство.

ГлавнаяМнениеОт избирательного права до декриминализации насилия