Можно смотреть на криптовалюты свысока, но не следует терять их из виду

Пока суд да дело, криптовалюты распространились по всему миру и со всей остротой стоит вопрос: что с ними делать?

Коллаж  CNBC
Коллаж CNBC

В последнее время популярность криптовалют, самой известной из которых является биткоин, стремительно растeт. Создателем биткойна считается некая таинственная личность — Сатоси Накамото. Есть мнение, что это не человек, а псевдоним группы людей, разработавших протокол биткоина и создавших программное обеспечение. Было предпринято несколько попыток выяснить, кто стоит за этим именем, но ни одна из них не была успешной. Но, так или иначе, появившиеся 8 лет назад биткоин и действующие на сегодняшний день 1572 другие криптовалюты вызывают большой интерес и очень неоднозначную реакцию. В их основе лежит новейшая технология блокчейна — системы объединяющей цифровые записи в «блоки», которые связываются криптографически и хронологически в «цепочку» с помощью определённых математических алгоритмов. Цепочки блоков хранятся на разных, не подключённых к единому серверу устройствах. Такая децентрализация обеспечивает безопасность базы данных, которая формируется и управляется автономно, без единого центра. Такая технология обладает потенциалом способным решить много актуальных задач в сфере информационных технологий.

Об этом в декабре 2017 года говорил президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии Центра обработки, регистрации и передачи информации в Сумгаите, стоимостью около $60 млн. Касательно технологии блокчейна он отметил, что Азербайджан стремится привлечь новые, отвечающие всем мировым стандартам, технологии, и свидетельство этому — создание современного Data-Центра, который является одновременно и научным центром, и промышленным предприятием, и крупным бизнес-предприятием, цель которого способствовать производственной деятельности, проводить научно-исследовательские работы, осуществлять экспортные проекты и привлекать иностранные инвестиции в сферу информационных технологий.

Однако, по заявлению главы Центрального банка Азербайджана Эльмана Рустамова, позиция официального Баку относительно криптовалют — консервативна. Очевидно, на государственном уровне Азербайджан не признаёт криптовалюты средством платежа, но планирует создать законодательную базу для использования технологии блокчейна в финансово-банковском секторе и в сфере общественных услуг. Видимо, на первом этапе планируется создать стабильную технологическую и законодательную инфраструктуру. Это будет первый закон, касающийся криптовалют в Азербайджане. Для его разработки создана рабочая группа под руководством бывшей главы наблюдательного совета старейшего коммерческого банка Азербайджана «Caspian Development Bank», а сегодня старшего советника Службы помощника президента Азербайджана по экономической политике и промышленным вопросам Фарах Мамедовой. Задача группы — изучить международный опыт в сфере криптовалют применительно к условиям Азербайджана. Так или иначе, в «Заявлении об основных направлениях денежной политики на 2018 год и среднесрочный период» Центробанк Азербайджана сообщает о намерении использовать технологию блокчейна в системе цифровой идентификации взаимоотношений банка с клиентами. Видимо в связи с этим в ноябре прошлого года в Центральном банке Азербайджана состоялись встречи с представителями Государственного секретариата по экономическим вопросам Швейцарии и швейцарской компании «Trüb Trading», посвящённые вопросам применения технологии блокчейна, возможностям интеграции систем электронной идентификации в информационные и платёжные системы.

Всё это не означает полномасштабное внедрение криптовалют, но их сторонники не складывают руки. Бывший руководитель Межбанковской валютной биржи Азербайджана Фархад Амирбеков и глава департамента казначейства «Azercell Telecom» Рашад Пирвердиев позитивно оценивают перспективы внедрения блокчейна и в целом рынка криптовалют в Азербайджане. Как говорят, в Баку даже планируется международная конференция по этим вопросам. Сторонники криптовалют считают, что необходимо разработать модель взаимодействия цифровых денег со старой моделью экономики, работающей на основе традиционной денежной системы, базирующейся на фиатных деньгах (номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством). Упомянутый выше Рашад Пирвердиев заявляет, что при правильной расстановке приоритетов можно будет добиться успешного результата и для Азербайджана, и для региона в целом.

Вопрос криптовалют обсуждается не только в Азербайджане. Грузия в начале 2017 года подписала соглашение с компанией «BitFury» по использованию блокчейна для проверки сделок с недвижимостью. Эта же компания является партнёром Украины по управлению земельным кадастром, проведению аукционов по аренде государственных земель. Хотя Нацбанк Украины, Нацкомиссия по ценным бумагам и Нацкомиссия по регулированию в сфере финансовых услуг считают, что криптовалюта опасна из-за мошенников и отсутствия правового регулирования. В декабре 2017 года Эстония объявила о создании агентства для увеличения рынка криптокапитала с целью поддержки роста местной экономики. А в Беларуси, в том же декабре, был принят декрет «О развитии цифровой экономики», определяющий права физических и юридических лиц при проведении операций с криптовалютой. Правда, по заявлению самого президента Александра Лукашенко, пока не ясно, как всё это будет осуществляться на практике. Да и Министерство финансов России 25 января этого года опубликовало проект федерального закона «О цифровых финансовых активах», из которого следует, что они могут быть признаны в России, но не будут законными платёжными средствами, так как единым законным платёжным средством в России является рубль. Говорят, есть разногласия между Минфином РФ и Центробанком в вопросе возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту или иное имущество.

Заслуживают внимания аргументы противников криптовалют. Все более часты заявления экспертов о том, что нет ни фундаментальных, ни технических индикаторов, которые объяснили бы это явление как-то иначе, кроме как «мощного спекулятивного пузыря». Среди них известнейший миллиардер Уоррен Баффет или один из наиболее авторитетных экономистов мира — лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, который полагает, что

«биткойн столь успешен, поскольку позволяет обходить контроль»

. В целом противники криптовалют указывают, что сложно осуществить оценку рыночной стоимости криптовалютных активов, тем более, что они подвержены значительным ценовым колебаниям и связанным с этим рискам. Не говоря уж о том, что пока криптовалюты не являются законными средствами платежа, и торговые предприятия не обязаны принимать их. Поднимается вопрос о возможности мошенничества, использовании криптовалют для построения финансовых пирамид и отмывания денег. Кроме того, много разговоров о возможности потери средств в результате хакерских атак и отсутствии гарантий возврата инвестированных в криптовалюты средств, поскольку такие сбережения не считаются банковскими депозитами. Уже известны инциденты криминального характера. Стоит упомянуть о крахе биржи Mt.Gox, которая закрылась в 2014 году в результате убытков от хакерских атак или о взломе токийской биржи в 2011 году, когда злоумышленник, использовав учётные данные со взломанного компютера аудитора биржи, перечислил самому себе большое количество биткойнов. В том же году биржи Великобритании и Словении столкнулись с аналогичной ситуацией, когда пришлось остановить торги и заняться поиском уязвимостей в системе. В 2015 году, Bitstamp остановила торги из-за возможного взлома. В 2017 году словенская майнинговая платформа NiceHash выявила уязвимость в платёжной системе и объявила о краже биткойнов на сумму в $64 млн. Итальянская биржа BitGrail заявила о взломе и потере криптовалют, принадлежащих клиентам, примерно на $195 млн. Расследование выявило факты неправильного управления средствами клиентов и попытку скрыть это, сославшись на взлом. Была временно прекращена торговля на гонконгской Binance, официально из-за обновления системы, но в это мало кто поверил, что привело к оттоку клиентов. Находящаяся в Дублине Coinprism заявила, что прекратит работу с 31 марта 2018 года, но причину не объяснила.

Не удивительно, что Европейская организация по ценным бумагам и рынкам, Европейская банковская организация и Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения заявили о рисках инвестиций в криптовалюты. А Китай, Южная Корея и Индия планируют ужесточить законодательное регулирование криптовалют, что вызвало падение их курса. А в США председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Джей Клейтон заявил, что регулирующие органы могут обратиться в Конгресс по поводу принятия нового законодательства для усиления контроля над цифровыми валютами. Аналогично высказался и председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами Кристофер Джанкарло, тем не менее, считающий, что технология блокчейна, лежащая в основе цифровых валют, является позитивным вкладом в современную финансовую систему и законодательное регулирование не должно помешать развитию этой технологии. Оба председателя заявили, что, хотя их полномочия на криптовалютном рынке ограничены, они будут их использовать в целях защиты инвесторов от мошенников.

Отдельной проблемой являются опасения, что перечисление криптовалют трудно контролировать и это может быть использовано для финансирования террористических организаций. Об этом говорит, в частности, Gost Security Group — самопровозглашённая международная антитеррористическая группа хакеров, утверждающая, что в распоряжении ИГИЛ есть биткойн-кошельки, на одном из которых находится около $3 млн в криптовалюте.

Пока суд да дело, криптовалюты распространились по всему миру и со всей остротой стоит вопрос: что с ними делать? Насколько приемлемо для Азербайджана внедрение в стране электронных денег в виде AzCoin, для России — RusCoin, для Грузии – GeoCoin и в других государствах, экономика которых веками строилась на основе традиционной валюты. Но законодательный запрет электронных денег невозможен в принципе — они не материальны и децентрализованы. Их невозможно конфисковать или запретить их хранение, поскольку для этого придётся забрать компьютеры у всех людей. А если они будут признаны не деньгами, а информацией, чем они по своей сути и являются, то юридически станут незаконной информацией, в использовании которой будут виновны все, кто имеет к ним отношение. К тому же, электронные деньги могут быть названы как угодно и очевидно, что после запрета существующих криптовалют начнут появляться новые, позволяющие этот запрет обходить. Можно конечно пойти путём Китая, где возникла идея бороться с майнерами, ограничив им подачу электричества.

Но если говорить серьёзно, за спорами о криптовалютах скрывается значительно более серьёзная проблема. Веками люди пользовались полноценными деньгами из золота или серебра, а позднее бумажными деньгами. Конечно же, как тогда, так и теперь государства снижали количество заявленного в деньгах золота или серебра и эмитировали больше банкнот, чем им позволял запас драгоценных металлов. Возможно, правы те эксперты, которые говорят, что последние полвека в мире имеют хождение необеспеченные деньги и вся финансовая система держится на честном слове. В этом контексте криптовалюты так же рискованны, как и государственные валюты, выпускаемые в большом количестве теми самыми центробанками, одна из функций которых – борьба с инфляцией, которую они и провоцируют, печатая необеспеченную валюту. Ответом на это и является появление криптовалют, которые сегодня никто не контролирует, а обесценивание национальных валют вызывает интерес к возможности хранения своих сбережений в криптовалютах.

ГлавнаяАналитикаМожно смотреть на криптовалюты свысока, но не следует терять их из виду