К столетию октября. творцы революции: кто они?

[page_hero_excerpt]

Главным событием ХХ века была и останется, как бы этого страстно не желали ее противники, Великая Октябрьская Социалистическая Революция в России. Она вызвала целую серию бурных социально-политических событий в мире, внедрила в сознание миллионов мысль о возможности построения государства социальной справедливости, ускорила распад сложившейся в то время колониальной системы, посредством которой несколько стран Европы эксплуатировали целые континенты.

Это на поверхности. Но Революция, в действительности, была вовсе не тем явлением, которое было мифологизировано и преподносилось обществу официально. Широкое осознание этого явилось позже, когда историческое расстояние остудило страсти и позволило взглянуть на нее не только объемно и панорамно, но и скрупулезно и дотошно. Вот тогда-то и выяснилось, что Революцию готовили не столько профессиональные революционеры, сколько жадные и примитивные правители ведущих государств мира своей недальновидной и слепой политикой. Кстати, политика, ведущаяся нынешними правителями капиталистического мира, в точности повторяет ошибки правителей предреволюционной Европы.

Что касается самой Революции, то она в себе несла зерна, из которых могла вырасти и выросла погибель всего этого великого эксперимента. Мысль Маркса о том, что критерием истины является практика, блестяще подтвердилась самим фактом краха социалистического эксперимента.

 А это, несомненно, был великий эксперимент. Это была попытка переломить сущность человека и построить на земле подобие рая, где все будут праведниками. Не случайно в основополагающем документе идеологии Революции – «Коммунистическом Манифесте» — была ссылка, между прочими и разными социализмами, и на христианский.  Отмена частной собственности на средства производства и руководство принципом «кто не работает – тот не ест», была попыткой отдать приоритет в обществе не эксплуататору и богатею, а труженику, добывающему хлеб свой насущный трудом своих рук и ума.

Как всякий социальный эксперимент до нее и после нее, Революция потребовала слома прежних порядков и принуждения масс к диктуемым изменениям. Для «перевоспитания» масс начали применять насилие, вплоть до террора. Массы под принуждением начали меняться, но, как оказалось, не в желанную лучшую сторону, а в худшую. Они, прощаясь с наследием и традициями прошлых поколений, начали, проще говоря, деградировать и люмпенизироваться.  Насаждаемое новое не смогло глубоко проникнуть в сущность нового человека, и КПСС в начале 1960-х годов вынуждена была взять за образец для воспитания идеального коммуниста десять библейских заповедей. А потом, как следствие отсутствия демократических механизмов выбора руководителей партии и государства, началось перерождение правящей номенклатуры, которая постепенно превратилась в ярого политического противника строя, порожденного усиленно воспеваемой   Революцией.  Отсюда до слома «социалистического» режима и реставрации капитализма был один шаг, который социалистический лагерь и сделал на рубеже 1980-1990-х годов.

 Распад социалистического лагеря и СССР можно считать и крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, но и, при знании основ марксизма, и триумфом верности учения о законах развития человеческих обществ.

Есть сложная наука, не доступная большинству людей, но есть и простой здравый смысл, понятный любому здравомыслящему человеку.  Если фундамент здания поставить криво или на зыбкой почве, то, по мере его роста, вероятность разрушения будет возрастать. При достижении критической высоты любой толчок приводит к разрушению жесткой конструкции. Это и произошло с «реальным социализмом».

В чем же была «кривизна» фундамента этого строя? Вождь Революции Ленин и его соратники, смело поставившие гигантский социальный эксперимент над судьбами сотен миллионов людей, исказили суть учения Маркса, который считал постулированные им в «Капитале» законы развития обществ объективными, не зависящими от воли и желания отдельных революционеров. Он в предисловии к третьему изданию своего труда прямо так и писал, что знание этих законов может облегчить родовые муки рождения нового в недрах старого, но не позволит перепрыгнуть через неизбежные этапы развития. Ленин и его соратники по большевистской партии игнорировали этот главный завет своего учителя.

 «Отец русского марксизма» Георгий Плеханов незадолго до переворота писал Ленину и просил его не свергать буржуазное правительство России, заверял, что в случае естественного развития капитализма в стране «через 70 лет появятся условия для плавного перехода в социализм». Ленин своей железной волей к совершению переворота фактически не только отверг главный постулат учения Маркса, но и фактически заложил основу будущего фиаско этого эксперимента. Ни российский, ни другие, так называемые социалистические режимы, выбравшие путь построения социализма в не созревших для этого обществах, не преуспели в этом по одной-единственной причине: отсутствию необходимой политической культуры населения для соответствия требованиям построения бесклассового общества.  Как для построения демократического общества потребны свободные и просвещенные народы, так и для построения социалистического общества  совершенно не достаточно  наличие кучки  убежденных и смелых людей,  а необходима превалирующая в обществе масса культурных, порядочных и бескорыстных людей, которые могут появиться только в результате долгой эволюции и при наличии соответствующих социально-экономических условий.

Была ли объективная причина для «мелкобуржуазного революционаризма» Ленина и его соратников, решившихся на абсолютное отрицание существовавшего общественно-политического строя?

Не только действительность начала ХХ века с дикими нравами общества наживы, но и нынешнее состояние «либерального мира», даже после столетнего непрестанного процесса его совершенствования, подтверждает непреложную необходимость его замены на нечто более гуманное и рациональное. Либеральный мир неустанно декларирует приоритет права и каждодневно нарушает этот принцип, заверяет свою верность ценности человеческой жизни и способствует гибели сотен и тысяч каждый день, взывает к моральной политике и действует с неприкрытым цинизмом. Как и накануне русской революции, система капитализма исходит единственно из интереса наживы, отбрасывая в сторону любые гуманистические соображения.

Анализ действительности показывает, что капитализм как этап развития человеческого общества исчерпал свой потенциал. Капитал не способен в естественных условиях приносить прибыль и позволить системе успешно функционировать. Новых, не освоенных рынков для дальнейшей экспансии, не осталось.  Жизнь капитализму искусственно продлевают, используя разные манипулятивные методы типа бесконечной эмиссии денег или инспирирования войн и конфликтов.

 Тупиковым является также путь государственного капитализма.  Якобы успешные примеры быстрого развития некоторых экономик, например, Китая, неизбежно закончится необходимостью разрешить антагонизм между общественным характером производства и не соответствующей ему системой общественных отношений.  Проще говоря, или класс капиталистов в какой-то момент решится забрать политическую власть из рук Компартии Китая, или той самой придется открыто отказаться от цели построения социализма в стране и согласиться на реальный политический плюрализм.  То, что не удалось сделать на пекинской площади Тяньанмынь  в 1989 году, будет сделано в другом месте и по-иному. Это неизбежно, хотя Компартия Китая и создала специальный институт для изучения причин и механизмов распада СССР с целью не допустить повторения этих ошибок в своей стране.

Вернувшиеся на капиталистический путь бывшие страны социалистического лагеря, хотя и решили некоторые текущие проблемы своего социально-экономического положения, но в целом, как и остальной мир, находятся перед лицом глобального кризиса системы свободного рынка, который давно уже не свободный, ибо жестко регулируется небольшой группой людей и организаций, естественно, в свою пользу.

После оглушительного провала социалистического эксперимента по построению иного, не основанного на капиталистических принципах, общества, мир вновь стоит перед необходимостью ответить на вопрос: что после исчерпавшего себя капитализма?

 Вот почему руководители мира все еще боятся призрака Революции, который пока еще слабо и робко, но начинает стучаться в окна и двери государств, которые нуждаются в глубоких реформах, но решение о которых не хотят и не могут принять  их обанкротившиеся лидеры.

ГлавнаяМнениеК столетию октября. творцы революции: кто они?